Уральские сказы Павла Бажова

Уральские сказы Павла Бажова – необыкновенные произведения. Как известно, сам Бажов не любил, когда его называли писателем и считал, что всего лишь обрабатывает и записывает фольклорные рассказы, которые слышал с детства. Потому это не сказки и не рассказы, а сказы. И написаны они удивительным языком. Читая их, полностью погружаешься в описываемые события, абстрагируешься от реальности.  Подобные произведения являются портальными. В аннотациях к произведениям Бажова непременно упоминается, что они славят труд, рабочего человека, потому и остаются современными во все времена.  А таинственные помощники героев – это сказочные персонажи. Но если вникнуть в текст, то можно узнать очень много интересного. Помимо обычных рабочих людей, героями сказов являются и сущности, или Сущи.

Обитают эти Сущи фактически в местах силы и являются хранителями этих мест.

Самое известное произведение – Малахитовая Шкатулка. По сюжету один  неженатый парень, Степан, встретил в горах молодую женщину невероятной красоты, которая оказалась Хозяйкой Медной горы.  Хозяйка является фактически обавницей, а потому Силу имеет огромную. Благодаря этой Силе она ясновидит, управляет сущами, взаимодействует со стихиями, воздействует на простой люд, помогает и наказывает того, кто по её мнению заслуживает этого. Медная гора  — её дом, в народе она называлась Красногоркой и богатства в своих недрах имела немалые.

Хозяйка  при встрече даёт Степану задание передать приказчику «убираться с Красногорского рудника, а ежели ещё будет мою эту железную шапку ломать, так я всю медь в Гумешках так спущу, что никак её не добыть». Боязно было Степану говорить это приказчику, но Хозяйку он тоже побаивался, понимал, что Сила у неё немалая, всем рудам земным она управительница, как скажет, так и будет – «какую хошь руду может в обманку перекинуть, она ведь Хозяйка». И Степан делает так, как велела ему Хозяйка.  Сказанное, конечно, не понравилось приказчику. Степана выпороли и посадили на цепь в самый сырой и худой забой. И норму на добычу малахита дали, вовсе несообразную.

Но Хозяйка Медной горы в благодарность помогает Степану, «так малахит и сыпется, ровно  кто его руками подбрасывает».  А когда Степан догадывается, что это Хозяйка ему помогает, она показывается ему. Приглянулся Хозяйке Степан — «не испужался, хорошо … сказал…можно чести приписать».

Помогает ему, освобождает от цепи, показывает свои хоромы царские подземные, да богатства неисчислимые и замуж взять предлагает.  Мнётся Степан, красота невиданная, да богатства неслыханные, но всё-же  не идёт супротив совести; потому как была у него невеста, простая девушка, небогатая, а ей Степан уж обещался. Оценила этот поступок Хозяйка, хоть и запал он ей в сердце,не стала она неволить Степана,  с подарком для невесты отпустила – малахитовой шкатулкой с драгоценностями.  А пока, до свадьбы, помогала.  Благодаря содействию Хозяйки в любом забое добывал Степан легко самый отборный малахит.  И нашёл  малахитовый камень таких размеров, что из него получилось  вырубить столбы по 5 саженей длиной, как изаказывал барин. За что получил Степан вольную, освободился из крепостных.  Другие добытчики на том же месте, где работал Степан, не находили ничего стоящего.

А украшения из малахитовой шкатулки хоть и предназначены были Настасье, невесте Степановой, но «не к душе ей пришлись». «Надёвывала, с первых годов, как жили со Степаном, конечно, из этой шкатулки. Наденет кольцо. Ровно как раз в пору, не жмёт, не скатывается, а пойдёт куда – замается. Как закованный палец… посинеет. Серьги навесит – хуже того. Уши так оттянет, что мочки распухнут. А на руку взять – не тяжелее тех, какие Настасья всегда носила. А бусы… как лёд кругом шеи-то и не согреваются нисколько».  Происходили эти явления потому, что украшения не простые в той шкатулке были. Силой определённой Хозяйка их наделила. А по-другому сказать,  определённую программу в них заложила.

Хоть и убрала потом Настасья шкатулку «куда от греха подальше», но не избавилась от неё, в доме держала, а камешки дело своё делать продолжали. Неспроста дочка Танюшка родилась у Настасьи «ни в мать, ни в отца», чёрненькая, да зеленоглазая, на Хозяйку Медной горы больше похожая.  Все её красотой любовались, а Настасья вздыхала только: «Красота-то красота, да не наша. Ровно кто подменил мне девчонку». Не только красотой одарила Хозяйка Танюшку, а Силу особую ей передала с малахитовой шкатулкой. Не зря ведь, что ни примеряла  Танюшка, всё как по ней было. Для неё эти камешки и предназначались и оберегом да амулетом  для неё стали. И Силу эту обережную она ощущала: «Сколь хорошо тятино-то подаренье! Тепло от него, будто на пригревенке сидишь, да ещё кто тебя мягким гладит».  Чувствовала Настасья, что «неспроста это».

Возможно потому и отказывалась продавать украшения, хоть и желающих купить их было немало, но и прятала их от дочери. Но где-бы не прятала шкатулку Настасья, Танюшка всегда её находила  по свечению, которого кроме неё, никто больше не видел.  Однажды «тятино подаренье» спасло ей жизнь. Когда все домашние уехали из дома и Танюшка села играть с камешками, в дом проник грабитель с топором. Но вдруг он «сойкнул, топор выронил и обеими руками глаза захватил, как обожгло их. Стонет-кричит – ой, ослеп я, ой, ослеп!» И конечно, грабить передумал.

Однажды, по сюжету, в дом пришла неизвестная женщина, которая представилась странницей и попросилась пожить денёк-другой. За этот короткий период она успела научить повзрослевшую Танюшку ремеслу –вышиванию.  Да так скоро та «всё переняла , будто раньше знала», да так к женщине этой и льнула. Да называла та странница Танюшку не иначе как дитятко  или доченька и никогда по имени, чем вызывала естественную обиду у Настасьи: «К матери не подойдёт, а к бродяжке прилипла». А странница та была никто иной, как Хозяйкой Медной горы. Она ведь, как обавница любые обличья принимать могла.  Эпизод, который описан после того, как Танюшка показала ей малахитовую шкатулку – фактически инициация.

Хозяйка передала Танюшке особенную Силу, недаром работа её рукодельная особенно ценилась и деньги ей за изделия платили немалые. А кому увидеть её доводилось, покой теряли, «забыть не могли Танюшкину красоту». Только красота-то красотой, а притягивала женихов именно Сила.  Не растрачивала Татьяна её на пустое, на игрища да забавы, а копила. Оттого и неразговорчива была и подруг не имела.  Подарила странница Татьяне перед расставанием пуговку стеклянную. Но опять-таки пуговка непростой была. Открывала она Танюшке порталы и информацию нужную давала.  В конце сказания Танюшка загадочным образом исчезает на глазах толпы. «А после этого случая … сказывали, будто Хозяйка Медной горы двоится стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали».  А если почитать сказы дальше, то в одном из следующих упоминается о двух огромных  необычных зелёных ящерках, которые некоторым в горах встречались.

Практически каждый сказ Бажова – это описание взаимодействия Человека с Сущами.  Земляная Кошка с огненными ушами, Огневушка-Поскакушка,  Бабка Синюшка, Голубая Змейка, Серебряное копытце,  Золотой Полоз. Далеко не со всяким человеком они вступали во взаимодействие. Если анализировать текст, но становится понятным, что человек, с которым начинает взаимодействовать Сущь, должен быть непохожим на остальных. Такой человек не должен быть алчным, должен подходить ко всем вопросам творчески, быть честным и смелым. Похоже, что такие Сущей заинтересовать могут, им они и помогать могут.

Вам может понравиться

Ирландские Сказания. Часть 2

«Рапунцель» Оригинал Братьев Гримм 1812 год

Английская сказка «Ученик чародея»

Федорино горе

1 Комментарий “Уральские сказы Павла Бажова”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.