Сказка о царе Салтане

Этой статьей мне хотелось бы открыть цикл работ о творчестве
Александра Сергеевича Пушкина. Александр Сергеевич не только
величайший поэт и создатель Русского Языка, Александр Сергеевич —
это целый мир, где можно найти буквально всё. Но сегодня мы будем
говорить о Магии, которой пропитаны извилистые строки его пера.
Открывает наш цикл «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди».

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком

Упоминания о веретене есть во многих сказах. Причем хотелось бы
обратить внимание на то, что пряли даже, а возможно, было бы уместней
сказать именно, особы царского и королевского Рода. Пряли они не
случайно, не от скуки и не от безделия. Веретено в умелых руках любую
Судьбу сплести может. Оттого девицы под окном пряли и наговаривали,
чего желают. Каждая высказывала желания исходя из своего потенциала.
Рожденный ползать, как известно, летать не сможет, но пакостить будет
обязательно.
Встречают девицы царя и получают задуманное: одна становится
будущей матерью богатыря, то есть царицей, другая — поварихой, а
третья — ткачихой. Примечательно, что великодушный царь забирает из
светлицы всех троих, наделяя соответствующими полномочиями. Царь
говорит им:

Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте в след за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А вторая повариха.

Ткачиха и повариха будут двигаться «вслед» за царскими особами,
важно отметить, что не сами по себе, а именно «вслед», проявляя всю
свою суть, то есть будут строить различные козни, задыхаясь от
собственного ничтожества.

В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха —

Хотелось бы спросить, отчего ткачихе и поварихе не живется
благостно во дворце? Ответ вечен, как и сам вопрос:

И завидуют оне
Государевой жене.

На той же почве примкнет к ним сватья баба Бабариха. Далее путём
обмана и подливов шайка добивается изгнания царицы с
новорожденным ребенком.
Плакала царица в бочке, взывала к Силам, рос ребенок не по дням,
а по часам. Понимаем мы, что не простым ребенком он был:

А дитя волну торопит:
“Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты Земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!”

Прекрасное заклинание, призыв, прославление могучей стихии
Воды. Естественно ответ последовал незамедлительно:

И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.

Так спасаются царица с сыном. Освободившись царевич сразу
начинает заниматься благоустройством жизни, мастерит из ветки дуба
лук и отправляется на поиск пропитания. Царевич не безразличен к тому,
что происходит вокруг, он внимателен к окружающему пространству:

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо;
Смотрит — видит, дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.

Царевич мог бы пройти мимо, озабоченный своим пропитание. Но
нет:

Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.

Так спасает царевич обавницу от чародея. Мы понимаем, что речь
идет об оборотнях раз лебедь “молвит русским языком”:

«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».

Поутру царица с сыном обнаружат к своему удивлению большой
город, где главою нарекут царевича. Так с легкой руки обавницы
становится царевич князем Гвидоном.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

Гонит Ветер кораблик к берегам не случайно, с не случайными
корабельщики на борту — к славному царю Салтану путь держат они, а
значит приведут и царевича к отцу.
Помогает обавница князю Гвидону, оборачивает его комаром и
прочими насекомыми, открывая путь к отцу родному, к правде.

Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу.

Хотелось бы обратить внимание на взаимодействие Гвидона с
Силами, все происходит по доброй воле, по дружбе.
Склочная компания из Ткачихи, Поварихи, и бабы Бабарихи своими
кознями на самом деле-то только помогают развитию князя Гвидона. Они
буквально подталкивают его к последующим свершениям. Так, не без
стараний с вражеской стороны, обзаводится Гвидон поющей белкой,
могучие духи Воды богатырями его остров охраняют, да еще и обавницу
в жены берет. У кривды всегда конец один, а потому воссоединяется
семья царская.

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
их нашли на силу там.

Заканчивает Александр Сергеевич сказку недвусмысленным
намеком:

Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Да и мы попасть туда можем, ведь сказы Александра Сергеевича
Пушкина Пути к знаниям глубинным открывают, коли открытыми глазами
читать станем.

Автор Елизавета Балашова

Вам может понравиться

«Рапунцель» Оригинал Братьев Гримм 1812 год

Английская сказка «Ученик чародея»

Федорино горе

Лиса Исповедница

1 thought on “Сказка о царе Салтане”

  1. Елизавета, спасибо, Вам, за осмысленный анализ прекрасного и многими любимого произведения А. Пушкина. 💐

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *