Сказка о царе Салтане
Этой статьей мне хотелось бы открыть цикл работ о творчестве
Александра Сергеевича Пушкина. Александр Сергеевич не только
величайший поэт и создатель Русского Языка, Александр Сергеевич —
это целый мир, где можно найти буквально всё. Но сегодня мы будем
говорить о Магии, которой пропитаны извилистые строки его пера.
Открывает наш цикл «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди».
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Упоминания о веретене есть во многих сказах. Причем хотелось бы
обратить внимание на то, что пряли даже, а возможно, было бы уместней
сказать именно, особы царского и королевского Рода. Пряли они не
случайно, не от скуки и не от безделия. Веретено в умелых руках любую
Судьбу сплести может. Оттого девицы под окном пряли и наговаривали,
чего желают. Каждая высказывала желания исходя из своего потенциала.
Рожденный ползать, как известно, летать не сможет, но пакостить будет
обязательно.
Встречают девицы царя и получают задуманное: одна становится
будущей матерью богатыря, то есть царицей, другая — поварихой, а
третья — ткачихой. Примечательно, что великодушный царь забирает из
светлицы всех троих, наделяя соответствующими полномочиями. Царь
говорит им:
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте в след за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А вторая повариха.
Ткачиха и повариха будут двигаться «вслед» за царскими особами,
важно отметить, что не сами по себе, а именно «вслед», проявляя всю
свою суть, то есть будут строить различные козни, задыхаясь от
собственного ничтожества.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха —
Хотелось бы спросить, отчего ткачихе и поварихе не живется
благостно во дворце? Ответ вечен, как и сам вопрос:
И завидуют оне
Государевой жене.
На той же почве примкнет к ним сватья баба Бабариха. Далее путём
обмана и подливов шайка добивается изгнания царицы с
новорожденным ребенком.
Плакала царица в бочке, взывала к Силам, рос ребенок не по дням,
а по часам. Понимаем мы, что не простым ребенком он был:
А дитя волну торопит:
“Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты Земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!”
Прекрасное заклинание, призыв, прославление могучей стихии
Воды. Естественно ответ последовал незамедлительно:
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Так спасаются царица с сыном. Освободившись царевич сразу
начинает заниматься благоустройством жизни, мастерит из ветки дуба
лук и отправляется на поиск пропитания. Царевич не безразличен к тому,
что происходит вокруг, он внимателен к окружающему пространству:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо;
Смотрит — видит, дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.
Царевич мог бы пройти мимо, озабоченный своим пропитание. Но
нет:
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.
Так спасает царевич обавницу от чародея. Мы понимаем, что речь
идет об оборотнях раз лебедь “молвит русским языком”:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
Поутру царица с сыном обнаружат к своему удивлению большой
город, где главою нарекут царевича. Так с легкой руки обавницы
становится царевич князем Гвидоном.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Гонит Ветер кораблик к берегам не случайно, с не случайными
корабельщики на борту — к славному царю Салтану путь держат они, а
значит приведут и царевича к отцу.
Помогает обавница князю Гвидону, оборачивает его комаром и
прочими насекомыми, открывая путь к отцу родному, к правде.
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу.
Хотелось бы обратить внимание на взаимодействие Гвидона с
Силами, все происходит по доброй воле, по дружбе.
Склочная компания из Ткачихи, Поварихи, и бабы Бабарихи своими
кознями на самом деле-то только помогают развитию князя Гвидона. Они
буквально подталкивают его к последующим свершениям. Так, не без
стараний с вражеской стороны, обзаводится Гвидон поющей белкой,
могучие духи Воды богатырями его остров охраняют, да еще и обавницу
в жены берет. У кривды всегда конец один, а потому воссоединяется
семья царская.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
их нашли на силу там.
Заканчивает Александр Сергеевич сказку недвусмысленным
намеком:
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
Да и мы попасть туда можем, ведь сказы Александра Сергеевича
Пушкина Пути к знаниям глубинным открывают, коли открытыми глазами
читать станем.
Автор Елизавета Балашова
Елизавета, спасибо, Вам, за осмысленный анализ прекрасного и многими любимого произведения А. Пушкина. ?