Разбор сказки Братьев Гримм — Три счастливца
В одном из своих видео Алена разбирает стихотворение Корнея Чуковского “Тараканище”
Вот и стал Таракан
победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться,
проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
» Принесите-ка мне, звери,
ваших детушек,
Я сегодня их за ужином
скушаю! »
И говорит о том, что Та-ра-кан — это намек на кон Ра, а события с жертвоприношениями детьми и вся ситуация — описанная в стихе — подлинное событие прошлого.
Я тоже решила затронуть эту тему, чтобы показать значимость народных сказок. Образ Тараканища — всеми известный Священный Жук Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта, существо которое, согласно верованиям египтян единственное рождалось не из плодородного ила Нила, а из песков пустыни. Навозный жук олицетворяет путь Солнца по Небу и символизирует возрождение жизни, ведь рождается из мертвой плоти. Бог рассвета и перерождения — утренняя ипостась солнечного бога — Хепри — изображается в виде жука скарабея или мужчины со скарабеем вместо головы или скарабеем на голове.
В исследуемых мною сказках — а именно — народных немецких — переданных братьями Гримм, также присутствует интересный фрагмент с Солнцем пожирающим детей, что, как мне кажется, намекает на тот же культ Ра.
И пошла она далеко-далеко, на самый край света. Вот подошла она к солнцу, но было оно такое жаркое, такое страшное, и оно пожирало маленьких детей. Бросилась она поскорей от солнца к месяцу, но был он такой холодный, мрачный и злой, и как увидел он девочку, сказал ей:
– Чую, чую мясо человечье.
Фрагмент приведен из сказки “Семь воронов”, чтобы показать взаимосвязь мировых сказок.
Я же хочу разобрать другую сказку. Называется она «Три счастливца»
Позвал однажды отец своих трех сыновей и подарил первому из них петуха, второму — косу, а третьему — кошку.
— Я уже стар стал, — сказал он, — скоро мне помирать придется, вот и хочу я вас чем-нибудь обеспечить перед своей смертью. Денег у меня нету, и то, что я вам даю, стоит будто и мало, но главное в том, чтобы с толком его применить к делу: стоит вам только найти такую страну, где подобных вещей еще не знают, и счастье вам будет обеспечено.
Отец умер, и вот старший ушел из дому со своим петухом, но куда он ни приходил, петух всюду был давно уж известен: в городах он видел его издали на башнях, где он вертелся флюгаркой под ветром на крышах; по деревням их немало горланило по дворам, — и никто, увидев его, не удивлялся, и было непохоже, чтобы благодаря петуху можно было счастье свое устроить. Но вот случилось ему, наконец, попасть на остров, где люди не только про петуха не слыхали, но и времени счет вести не умели. Они, конечно, знали, когда утро, когда вечер, но если они просыпались ночью, то никто не знал, который час.
— Вот поглядите, — сказал он, — что за стройная да красивая птица. На голове у нее рубиново-красный венец, и носит она шпоры, точно какой-нибудь рыцарь; она окликает вас ночью трижды в положенное время, а когда кричит она в последний раз, это значит, что скоро взойдет солнце. А когда запоет она среди бела дня, этим указывает на верную перемену погоды.
Людям это понравилось, они решили целую ночь не спать и с великой радостью слушали, как петух отчетливо и громко пел в два, в четыре и в шесть часов, указывая время. Они спросили, не продаст ли он им петуха и сколько за него потребует денег.
— Столько золота, сколько осел дотащить сможет, — ответил он.
— И деньги-то малые за такую драгоценную птицу, — обрадовались они и охотно заплатили ему то, что он потребовал.
Воротился он со своим богатством домой; братья его удивились, и сказал средний из них:
— Пойти, что ли, и мне? Может, и я сбуду свою косу так же удачно.
Но поначалу было оно как-то на то непохоже: повсюду встречал он крестьян, и у них тоже были косы за плечами, как и у него. Но, наконец, и ему посчастливилось попасть на остров, где люди о косе до той поры и понятия не имели. Когда у них созревали хлеба, они подвозили к полям пушки и выстрелами срезали хлеб. Но дело это было ненадежное. Одно ядро стреляло слишком далеко, другое вместо стебля попадало в колосья, и от выстрела они разлетались, и много зерен пропадало понапрасну, а кроме того, было много лишнего шуму. И вот пошел средний брат на поле и стал косить, да так бесшумно и быстро, что люди от изумленья так рты и пораскрывали. Они были согласны отдать ему за ту косу все, что он потребует. И вот получил он лошадь, на которую золота навьючили столько, сколько она могла тащить.
Захотелось и третьему брату сбыть свою кошку подходящему человеку. Но и с ним, пока он ходил по нашей земле, вышло поначалу то же, что и с братьями; и ничего придумать он не мог, — повсюду кошек было так много, что новорожденных котят большей частью топили. Наконец удалось ему перебраться на один остров, и, по счастью, оказалось, что кошек там ни разу не видывали, а мышей там развелось так много и они так обнаглели, что прямо плясали по столам и скамьям, все равно — дома ли хозяин или нет. Люди очень жаловались на такое бедствие, даже сам король не знал, как спастись от них в своем замке: во всех углах пищали мыши и грызли все, что только им ни попадалось.
Вот вышла кошка на охоту и вскоре очистила несколько зал от мышей; стали люди просить короля, чтоб купил он этого чудесного зверя на пользу государству. Король охотно уплатил то, что было за нее потребовано, и дал мула, навьюченного золотом; и воротился домой третий брат с самыми большими богатствами.
Всласть наелась кошка в королевском замке мышами; передушила она их столько, что и счесть было невозможно. Наконец стало ей от такой работы жарко и захотелось ей пить; остановилась она, головой повертела и закричала: «мяу-мяу». Испугался король, услыхав такой странный крик, а за ним и придворные, и в страхе бежали они все вместе из замка. И держал король в нижнем зале совет, как быть, как лучше всего поступить. Было, наконец, решено выслать к кошке герольда и потребовать, чтобы она покинула замок, и предупредить ее, что в противном случае к ней будет применена сила.
И сказали советники, что лучше уж от мышей мучиться, — к этому злу они, мол, привычны, — чем отдавать свою жизнь на произвол такому чудовищу.
Один из пажей должен был подняться в замок и спросить у кошки, согласна ли она убраться отсюда подобру-поздорову. Но стала кошку жажда мучить пуще прежнего, и она ответила только: «мяу-мяу». А паж понял: «нет, мол, нет», и передал королю этот ответ.
— Ну, — сказали тогда советники, — в таком случае она должна будет уступить силе. — И были наведены пушки; открыли огонь, и загорелся от выстрелов замок. Когда огонь стал проникать в зал, где сидела кошка, она благополучно выскочила в окно; но осаждающие не прекращали пальбу до тех пор, пока весь замок не был разрушен до основанья и не осталось от него и камня на камне.
Какие проблемы ставит данная сказка — проблему передачи наследия детям, что является вечной проблемой (на все временами — пока люди рождают людей и им что-то передают). Сказка дает и мудрое решение для случая с бедной семьей — главное не размер а умение пользоваться. Да и вообще — главное удочка, а не рыба. От рыбы рано или поздно ничего не останется, а удочка будет служить долго. Главное даже не она сама — а то, для чего она нужна. Правда нам предлагается учесть не ремесло, а актуальность вещи в определенной местности. Что для одного золото — для другого привычно. Особенно это было актуально раньше, когда взаимодействие между сторонами Света было медленным и зависело лишь от прямых приходов из пункта А в пункт Б людей. Конечно, такие взаимодействия очень необходимы и по сей день, но знания хотя бы могут долетать быстрее.
Так, в сказке показан Петух, как символ отчета времени, который дороже самого золота. Показана коса — дающая хлеб и кошка — символизирующая здесь гармонию видов на Земле, грамотное мудрое сотворение живых существ. Таким образом, сказка показывает, что важным шагом для братьев было решиться на путь и непростой путь, ведь все трое сперва сталкивались со странами, не нуждающимися в их наследстве. Что учит тому, что главное решиться на путь и упорно идти, и вот тогда ты достигнешь цели.
Преемственность же знаний в нашем Мире очень маленькая и поэтому несение любых знаний в другие края, и даже в пределах своего города всегда вознаграждаются и по сей день, что говорит о живости данной сказки.
Особенно ярко изобразила сказка момент с государством и неведомым им зверьком — кошкой. Что конечно же напрямую изображает и высмеивает невероятно острую проблему современности (вечную проблему) — предубеждения и панического страха ко всему непознанному. Как рассуждают островитяне — уж лучше им страдать от уже известных им напастей — мышей, ведь они привычны. Маразматическое мышление, коим, к большому сожалению, обладает большинство современных людей. Вспомните любого из ваших знакомых, родственников, когда те узнавали что-нибудь новое или обсуждали необычных людей или необычные действия. Многим свойственно заполнять пустоту концептов своего мышления по поводу неизвестных им понятий хоть чем-то, чаще всего стереотипами или слухами. Для экономии времени люди не привыкли проверять данные, или хотя бы честно говорить о том, что не могут дать оценку объекту; и не привыкли менять свою картину мира, устоявшуюся и сложившуюся за жизнь. Вот и имеем мы абсолютное большинство людей-трусов, которые закрыты для познания, и по своей воле решили остаться на уровне 5-летнего ребенка, а значит и попугая. В принципе, и переживать из-за действий таких людей так же само смешно, как вести на суд животных и новорожденных. Так что, если в очередной раз столкнетесь с предубеждением и нелепой опаской людей хоть немного продвинуться в своем развитии, вспомните о королевстве подорвавшем свой замок из-за мяуканья кошки, которую только недавно считали чудо-зверем.
Ксения А.
Очень хороший анализ сказки и проработка истории культа РА! Благодарю Вас. Согласна с Вашими выводами по этой сказке. Люди идут по пути наименьшего сопротивления, стараясь лишний раз не напрягать свой разум, если он есть, конечно.