Разбор сказки Братьев Гримм — Три счастливца

В одном из своих видео Алена разбирает стихотворение Корнея Чуковского “Тараканище”

Вот и стал Таракан

победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться,

проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

» Принесите-ка мне, звери,

ваших детушек,

Я сегодня их за ужином

скушаю! »

И говорит о том, что Та-ра-кан — это намек на кон Ра, а события с жертвоприношениями детьми и вся ситуация — описанная в стихе — подлинное событие прошлого.

Я тоже решила затронуть эту тему, чтобы показать значимость народных сказок. Образ Тараканища — всеми известный Священный Жук Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта, существо которое, согласно верованиям египтян единственное рождалось не из плодородного ила Нила, а из песков пустыни. Навозный жук олицетворяет путь Солнца по Небу и символизирует возрождение жизни, ведь рождается из мертвой плоти. Бог рассвета и перерождения — утренняя ипостась солнечного бога — Хепри — изображается в виде жука скарабея или мужчины со скарабеем вместо головы или скарабеем на голове.

В исследуемых мною сказках — а именно — народных немецких — переданных братьями Гримм, также присутствует интересный фрагмент с Солнцем пожирающим детей, что, как мне кажется, намекает на тот же культ Ра.

И пошла она далеко-далеко, на самый край света. Вот подошла она к солнцу, но было оно такое жаркое, такое страшное, и оно пожирало маленьких детей. Бросилась она поскорей от солнца к месяцу, но был он такой холодный, мрачный и злой, и как увидел он девочку, сказал ей:

– Чую, чую мясо человечье.

Фрагмент приведен из сказки “Семь воронов”, чтобы показать взаимосвязь мировых сказок.

Я же хочу разобрать другую сказку. Называется она «Три счастливца»

Позвал однажды отец своих трех сыновей и подарил первому из них петуха, второму — косу, а третьему — кошку.

— Я уже стар стал, — сказал он, — скоро мне помирать придется, вот и хочу я вас чем-нибудь обеспечить перед своей смертью. Денег у меня нету, и то, что я вам даю, стоит будто и мало, но главное в том, чтобы с толком его применить к делу: стоит вам только найти такую страну, где подобных вещей еще не знают, и счастье вам будет обеспечено.

Отец умер, и вот старший ушел из дому со своим петухом, но куда он ни приходил, петух всюду был давно уж известен: в городах он видел его издали на башнях, где он вертелся флюгаркой под ветром на крышах; по деревням их немало горланило по дворам, — и никто, увидев его, не удивлялся, и было непохоже, чтобы благодаря петуху можно было счастье свое устроить. Но вот случилось ему, наконец, попасть на остров, где люди не только про петуха не слыхали, но и времени счет вести не умели. Они, конечно, знали, когда утро, когда вечер, но если они просыпались ночью, то никто не знал, который час.

— Вот поглядите, — сказал он, — что за стройная да красивая птица. На голове у нее рубиново-красный венец, и носит она шпоры, точно какой-нибудь рыцарь; она окликает вас ночью трижды в положенное время, а когда кричит она в последний раз, это значит, что скоро взойдет солнце. А когда запоет она среди бела дня, этим указывает на верную перемену погоды.

Людям это понравилось, они решили целую ночь не спать и с великой радостью слушали, как петух отчетливо и громко пел в два, в четыре и в шесть часов, указывая время. Они спросили, не продаст ли он им петуха и сколько за него потребует денег.

— Столько золота, сколько осел дотащить сможет, — ответил он.

— И деньги-то малые за такую драгоценную птицу, — обрадовались они и охотно заплатили ему то, что он потребовал.

Воротился он со своим богатством домой; братья его удивились, и сказал средний из них:

— Пойти, что ли, и мне? Может, и я сбуду свою косу так же удачно.

Но поначалу было оно как-то на то непохоже: повсюду встречал он крестьян, и у них тоже были косы за плечами, как и у него. Но, наконец, и ему посчастливилось попасть на остров, где люди о косе до той поры и понятия не имели. Когда у них созревали хлеба, они подвозили к полям пушки и выстрелами срезали хлеб. Но дело это было ненадежное. Одно ядро стреляло слишком далеко, другое вместо стебля попадало в колосья, и от выстрела они разлетались, и много зерен пропадало понапрасну, а кроме того, было много лишнего шуму. И вот пошел средний брат на поле и стал косить, да так бесшумно и быстро, что люди от изумленья так рты и пораскрывали. Они были согласны отдать ему за ту косу все, что он потребует. И вот получил он лошадь, на которую золота навьючили столько, сколько она могла тащить.

Захотелось и третьему брату сбыть свою кошку подходящему человеку. Но и с ним, пока он ходил по нашей земле, вышло поначалу то же, что и с братьями; и ничего придумать он не мог, — повсюду кошек было так много, что новорожденных котят большей частью топили. Наконец удалось ему перебраться на один остров, и, по счастью, оказалось, что кошек там ни разу не видывали, а мышей там развелось так много и они так обнаглели, что прямо плясали по столам и скамьям, все равно — дома ли хозяин или нет. Люди очень жаловались на такое бедствие, даже сам король не знал, как спастись от них в своем замке: во всех углах пищали мыши и грызли все, что только им ни попадалось.

Вот вышла кошка на охоту и вскоре очистила несколько зал от мышей; стали люди просить короля, чтоб купил он этого чудесного зверя на пользу государству. Король охотно уплатил то, что было за нее потребовано, и дал мула, навьюченного золотом; и воротился домой третий брат с самыми большими богатствами.

Всласть наелась кошка в королевском замке мышами; передушила она их столько, что и счесть было невозможно. Наконец стало ей от такой работы жарко и захотелось ей пить; остановилась она, головой повертела и закричала: «мяу-мяу». Испугался король, услыхав такой странный крик, а за ним и придворные, и в страхе бежали они все вместе из замка. И держал король в нижнем зале совет, как быть, как лучше всего поступить. Было, наконец, решено выслать к кошке герольда и потребовать, чтобы она покинула замок, и предупредить ее, что в противном случае к ней будет применена сила.

И сказали советники, что лучше уж от мышей мучиться, — к этому злу они, мол, привычны, — чем отдавать свою жизнь на произвол такому чудовищу.

Один из пажей должен был подняться в замок и спросить у кошки, согласна ли она убраться отсюда подобру-поздорову. Но стала кошку жажда мучить пуще прежнего, и она ответила только: «мяу-мяу». А паж понял: «нет, мол, нет», и передал королю этот ответ.

— Ну, — сказали тогда советники, — в таком случае она должна будет уступить силе. — И были наведены пушки; открыли огонь, и загорелся от выстрелов замок. Когда огонь стал проникать в зал, где сидела кошка, она благополучно выскочила в окно; но осаждающие не прекращали пальбу до тех пор, пока весь замок не был разрушен до основанья и не осталось от него и камня на камне.

Какие проблемы ставит данная сказка — проблему передачи наследия детям, что является вечной проблемой (на все временами — пока люди рождают людей и им что-то передают). Сказка дает и мудрое решение для случая с бедной семьей — главное не размер а умение пользоваться. Да и вообще — главное удочка, а не рыба. От рыбы рано или поздно ничего не останется, а удочка будет служить долго. Главное даже не она сама — а то, для чего она нужна. Правда нам предлагается учесть не ремесло, а актуальность вещи в определенной местности. Что для одного золото — для другого привычно. Особенно это было актуально раньше, когда взаимодействие между сторонами Света было медленным и зависело лишь от прямых приходов из пункта А в пункт Б людей. Конечно, такие взаимодействия очень необходимы и по сей день, но знания хотя бы могут долетать быстрее.

Так, в сказке показан Петух, как символ отчета времени, который дороже самого золота. Показана коса — дающая хлеб и кошка — символизирующая здесь гармонию видов на Земле, грамотное мудрое сотворение живых существ. Таким образом, сказка показывает, что важным шагом для братьев было решиться на путь и непростой путь, ведь все трое сперва сталкивались со странами, не нуждающимися в их наследстве. Что учит тому, что главное решиться на путь и упорно идти, и вот тогда ты достигнешь цели.

Преемственность же знаний в нашем Мире очень маленькая и поэтому несение любых знаний в другие края, и даже в пределах своего города всегда вознаграждаются и по сей день, что говорит о живости данной сказки.

Особенно ярко изобразила сказка момент с государством и неведомым им зверьком — кошкой. Что конечно же напрямую изображает и высмеивает невероятно острую проблему современности (вечную проблему) — предубеждения и панического страха ко всему непознанному. Как рассуждают островитяне — уж лучше им страдать от уже известных им напастей — мышей, ведь они привычны. Маразматическое мышление, коим, к большому сожалению, обладает большинство современных людей. Вспомните любого из ваших знакомых, родственников, когда те узнавали что-нибудь новое или обсуждали необычных людей или необычные действия. Многим свойственно заполнять пустоту концептов своего мышления по поводу неизвестных им понятий хоть чем-то, чаще всего стереотипами или слухами. Для экономии времени люди не привыкли проверять данные, или хотя бы честно говорить о том, что не могут дать оценку объекту; и не привыкли менять свою картину мира, устоявшуюся и сложившуюся за жизнь. Вот и имеем мы абсолютное большинство людей-трусов, которые закрыты для познания, и по своей воле решили остаться на уровне 5-летнего ребенка, а значит и попугая. В принципе, и переживать из-за действий таких людей так же само смешно, как вести на суд животных и новорожденных. Так что, если в очередной раз столкнетесь с предубеждением и нелепой опаской людей хоть немного продвинуться в своем развитии, вспомните о королевстве подорвавшем свой замок из-за мяуканья кошки, которую только недавно считали чудо-зверем.

Ксения А.

Вам может понравиться

Ирландские Сказания. Часть 2

«Рапунцель» Оригинал Братьев Гримм 1812 год

Английская сказка «Ученик чародея»

Федорино горе

1 Комментарий “Разбор сказки Братьев Гримм — Три счастливца”

  1. Очень хороший анализ сказки и проработка истории культа РА! Благодарю Вас. Согласна с Вашими выводами по этой сказке. Люди идут по пути наименьшего сопротивления, стараясь лишний раз не напрягать свой разум, если он есть, конечно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *