Разбор Предания «о Царе Тюштяне»
Разбор Предания о Царе Тюштяне
Автор — Дарья Чимизгина
В бассейнах рек Мокши и Суры издревле мордва жила. Сохранила она немало легенд, преданий сказаний, в коих история народа эрзянского да мокшанского сохранилась.
Я разберу предание о царе Тюштяне, с которого традиционно начинается знакомство с мордовским фольклором. Сначала приведу саму легенду.
«В старину жила мордва без правителя. У других народов – короли, цари, ханы, а мордовский народ все вопросы на сходках решал. Каждому двору хозяин нужен, всякому делу — своя голова. А царь — он народу всему голова, земли своей хозяин.
Обижали мордву чужеземцы: села разоряли, скот угоняли, данью непосильной обкладывали, молодых парней и девушек в рабство уводили. Вот и порешили старики избрать мордовского царя. Чтобы он, значит, народ свой оберегал и судил-рядил по справедливости.
Собрались старики на сходку, бросили жребий — кому царем быть. Пал жребий на крестьянина по имени Тюштянь. Он в это время землю пахал и знать ничего не знал — забыли его позвать на сходку.
Пришли старики к нему в поле и говорят:
— Мы тебя своим царем выбрали!
Тюштянь отвечает:
— Не по силам мне народом править. Лучше я крестьянствовать по-прежнему буду. А вы другого изберите.
— На тебя жребий показал, — говорят старики. — Значит, сам Шкай (мокша – мордовский бог, божество верховное) того хочет. Он накажет тебя, если волю его не исполнишь.
Достал Тюштянь из-за пояса кнут, которым лошадь погонял, и старикам показывает:
— Смотрите, какое кнутовище — старое и сухое, как кость. Если сам Шкай хочет, чтобы я был царем, то пусть это кнутовище покроется листьями и расцветет яблонькой, пока я круг опашу.
Воткнул Тюштянь кнутовище в землю и тронул лошадь. Обошел загон, вернулся на старое место, глядь-поглядь — цветет молодая яблонька. Так и стал Тюштянь мордовским царем».
В первой части предания мы явственно видим, что в обществе не может быть демократии: даже если оно сохраняет внутреннюю целостность, его легко могут завоевать враги, т.е. оно необороноспособно. Сохранить в целости народ, его традиции, обычаи, может только сильное руководящее начало – правитель народа. Еще лучше, если глава будет выбран по воле верховного божества этого народа – тогда особая поддержка будет, но это мы впереди увидим.
Во второй части предания описывается правление Тюшти:
Жил царь Тюштянь между двух гор на реке Суре. Палаты у него дубовые о двух этажах. Сидел он на золотой скамейке, а под ногами у него серебряный мукорь (подставка в виде обрубка дерева). Мудро правил Тюштянь своим народом, не обижал зря никого. Только вот за воровство казнил сурово — на сухой осине воришек вешал. Бесполезное, говорит, дерево — бесполезный и человек. Мордва нарадоваться не могла на своего царя и молилась главному богу:
— Пошли ему, великий Шкай, долгих лет жизни! Добрый у нас царь: лишь десять алтын податей с нас собирает, в семь лет один раз в солдатчину берет. Мы теперь хорошо живем!
В саду у Тюштяня рос высокий дуб, а в том дубу борть (улей простейшего устройства – дупло или выдолбленный чурбан) была, и сидела в ней пчелиная матка. Однажды влетела пчелиная матка во дворец через открытое окно, на плечо царю села и шепотком ему шепчет, говорком говорит:
— Всем-то ты, царь, хорош, а ничего не знаешь!
— Чего же я не знаю? — Тюштянь спрашивает.
— На твое царство враги походом идут, видимо их невидимо. Скоро сюда пожалуют, тебе голову отрубят.
Опечалился Тюштянь. Взял медный рог, вышел на крыльцо и протрубил на три стороны. Сбежались к нему эрзяне и мокшане. Стал царь совет держать. С врагами в бой вступить — сил мало, не выдюжить. Хлебом-солью недругов встретить — рабами быть. Тайно уйти на иные, свободные земли, чтоб жить без опаски, да никто не знает, где они, земли-то эти.
— Пойдем на закат солнца, — сказал Тюштянь. — Там поищем …
Не все пошли. Которые богато жили, на прежнем месте остались — жалко было добро бросать. А которые с царем ушли, те достигли чужого царства, где правила злая царица. Сидела она у окна и в прохожих-проезжих стрелы пускала из лука. Кто бы ни появился перед дворцом, она в того стрельнет и радуется, если стрела в цель попадет.
Хотел Тюштянь спросить у царицы, куда ему дальше путь держать, а она в ответ стрельнула в него и попала в правую руку. Заплакал царь Тюштянь и взмолился:
— Великий Шкай! Кормилец! Всем-то я был хорош, да беда нынче настигла. Помоги!
И велит он своим воеводам подать ему лук в семь пуд и стрелу в три пуда. Припал царь на правое колено, натянул тетиву. Полетела стрела и попала в угол дворца злой царицы. Зашатался дворец и рассыпался. Злая царица из окна вывалилась, упала на камни и разбилась до смерти.
Сбежались со всех сторон тамошние жители, стали Тюштяня расспрашивать:
-Скажи, из какой страны ты пришел? Ты Богатырь или царь? И чего ты хочешь? Убил ты нашу злую царицу – спасибо тебе, много горя мы натерпелись от нее. Оставайся царем в нашей земле, мы только тебя будем слушать.
— У меня своего народа много, мне о нем надо заботиться, — говорит Тюштянь. – Не хочу быть вашим царем. А ищу я дорогу в ничейную страну на свободные земли, чтоб от врагов укрыться.
— Ладно,- сказали жители. – Покажем тебе дорогу. Иди теперь, Тюштянь, на восход Солнца. Там у моря – океана нет никого. А хорошей земли занимай сколько осилишь и живи со своим народом.
Дошли они до великой Рав (древнее мордовское название Волги). Решили отдохнуть, кашу сварить и пообедать. Не успела каша свариться, откуда ни возьмись прилетела пчелиная матка, над Тюштянем кружится, шепчет ему в самое ухо :
— Вражеская рать близко. За тобой гонятся, тебя в реке хотят утопить. Уходи скорее.
Затрубил мордовский царь в медный рог, народ созывая. Потом подошел к самому берегу великой Рав, взмахнул платком — расступилась вода в обе стороны. Открылось сухое дно. Тюштянь вперед пошел, за ним мордва повалила — эрзяне и мокшане. Не все, однако, за царем последовали. Многие остались кашу доедать. Жалко им было оставлять кашу.
— Вот доедим, тогда пойдем,— говорят.
Перешел Тюштянь по сухому дну на другой берег, сомкнулась за ним вода. Кто с царем был, тот спасся. А кто кашу доедал, тот в неволю попал. Вот так-то!
Прежде всего мы можем заметить отношение к деревьям – каждое отвечает за что- то. Надо сказать, что древняя мордва особо почитала лес и деревья. Прежде чем зайти в лес за деревьями для сруба, али за масками Богов, али за посохами, подносили они дары сначала Вирьаве (Хозяйке Леса), а затем и самому дереву, испрашивая его дозволения срубить, обязательно объясняя, для чего.
Разбираем предание далее. Безусловно, правитель должен быть мудрым. Через образ Тюштяня нам показывают, что царь должен знать свой народ и понимать, сколько он может дать налогов, как собрать армию и т.д. Что важно, общество развивается через Силу Правителя, поэтому царь должен осознавать, сколькими народами может управлять. Тюштянь знает, что хорошо управится только своим народом, и отказывается от другого.
Нужно отметить, что перед тем, как разрушить терем злой царицы, Тюштянь испрашивает помощи у Шкая – верховного божества, который и выбрал Тюштяня царем. Здесь еще раз отмечается, что налаженные отношения Правителя и Сил – необходимость для сохранения благополучного развития общества.
Дальше очень интересный момент. Алена в одной из конференций говорила, что обществом управляет матка. Её сейчас никто не видит, но она руководит всем. А теперь еще раз фрагмент: «В саду у Тюштяня рос высокий дуб, а в том дубу борть (улей простейшего устройства – дупло или выдолбленный чурбан) была, и сидела в ней пчелиная матка. Однажды влетела пчелиная матка во дворец через открытое окно, на плечо царю села и шепотком ему шепчет, говорком говорит:
— Всем-то ты, царь, хорош, а ничего не знаешь!
— Чего же я не знаю? — Тюштянь спрашивает.
— На твое царство враги походом идут, видимо их невидимо. Скоро сюда пожалуют, тебе голову отрубят.» Это ли не подтверждение?
Но закончим со второй частью и перейдем к заключительной, третьей.
Как было дальше, по-разному рассказывают. Одни говорят, дошел Тюштянь до синего моря. Другие говорят, что помер он в пути-дороге, а его верная мордва разбрелась кто куда.
Один старик рассказывал вот что. Сосед его, однодворец, тоже старик древний, перед смертью признался: был он в мордовском царстве, но на святом писании поклялся никому не говорить, где то царство находится. В молодости он матросом на корабле служил. Поднялась в недобрый час сильная буря, корабль перевернулся и потонул. Все погибли. А этот матрос уцелел, уцепился за какую-то доску, какая под руку попалась, и выплыл. Три дня его по морю носило, пока не прибило к берегу. Выбрался он на сухое и свалился без памяти. А когда в себя пришел, слышит — рядом какие-то люди по-мордовски говорят.
Он месяц или больше у них жил. Потом ему помогли на чужой корабль устроиться, чтобы на родину вернуться. Хорошо, сказывал, наши-то земляки живут. Податей никаких. Все у них есть, всем довольны. И земли там богатые. Пшеница родит сам-сорок.
А еще такой слух ходит. До моря они дошли, но свободной земли там не оказалось. Все было занято. И решили вернуться назад. Царь Тюштянь уже старый стал. Созвал он свой народ и сказал:
— Любезные мои подданные ! Не хочу я помирать на ваших глазах, а уйду в леса дремучие ис-кать живую воду. Оставлю я вам на память свой медный рог. Коль затрубит он, то знайте : это я вам знак подаю !..
Ушел Тюштянь ночью. В какую сторону пошел, никто не видел. А рог свой в кустах спрятал. Подует ветер — поет рог, будто выговаривает :
— Я приду-у-у… Скоро приду-у-у…
Разыскивали люди тот рог. Но не дается он ни руке, ни глазу.. Вот словно бы рядом гудит-поет, а не увидишь и не ухватишь.
А мордва, которая с Тюштянем ходила, разбрелась по всем губерниям. Её наследки по сей день на Урале и в Сибири живут.
Здесь мы можем только отметить, что Правитель знает, когда именно нужно уйти.
Это первое предание про первого Царя, оттого и дорожит им мордва особо. Много еще есть легенд, преданий да сказаний, да в каждом – мудрость великая. Но об этом – в следующий раз.