Разбор мифа-эпоса «О Гильгамеше»

Эпос о Гильгамеше
Автор разбора — Оксана Железнякова

Ознакомиться с оригиналом эпоса

Эпос о Гильгамеше – это миф о Жизни и Смерти, о происхождении Смерти, один из самых древних мифов в мире. Есть версия, что Гильгамеш был реальным историческим персонажем, правитель Шумеры.
Как описывает этого правителя миф?
О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем
Сокровенное видел он, тайное ведал

Итак, Гильгамеш был правителем, который повидал мир и дальние страны, приобретший мудрость на жизненном пути, ведал тайное, то что не дано ведать простым людям.
На две трети он бог, на одну – человек он,
Образ его тела на вид несравненен.

Эти строки говорят о том, что в древности Боги вступали в связь с людьми.
Однако вначале своего правления Гильгамеш не был ни мудр, ни рассудителен, много беспокойства он причинил своим буйством городским жителям.

Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята,
Чье оружье в бою не имеет равных, —
По спальням страшатся мужи Урука:
«Отцу Гильгамеш не оставит сына!
Днем и ночью буйствует плотью:
Матери Гильгамеш не оставит девы,
Зачатой героем, суженой мужу!

Будучи правителем, полубогом и живя среди людей ему было все равно на их печали, заботы, несчастья, они были слабее его, они были ниже его по происхождению и статусу, а значит с их интересами считаться не обязательно. Они не ровня ему.
И тогда Боги воззвали к Аруру, Богине которая создала Гильгамеша и попросили создать ему подобного героя, чтобы был равен отвагой Гильгамешу, чтобы Гильгамеш с ним соревновался, а город Урук отдыхал. И вот как описан процесс создания:

Аруру, услышав эти речи,
Подобье Ану создала в своем сердце
Умыла Аруру руки,
Отщипнула глины, бросила на землю,
Слепила Энкиду, создала героя.

У истоков Рода стоит Аруру, Божество создавшее этот Род
Аруру — богиня Земли, неотъемлемо связана с Ану — богом Неба и по подобию его она создала героя. Вначале был замысел, затем она материализовала идею, слепив фигурку, предварительно омыв руки. Таким образом рождается новое существо, которое начинает жить своей жизнью.
В это существо изначально была вложена программа, быть равным Гильгамешу и отвлечь его от буйств в отношении своих подданных.
Итак, Энкиду был сброшен на Землю и в начале своего пути он был подобен зверю. Жил в лесу и среди зверей он был своим.

Вместе с газелями ест он травы,
Вместе со зверьми к водопою теснится,
Вместе с тварями сердце радует водою.

Даже существо божественного порядка проходит разные этапы развития, в том числе и уровень зверя. Он не просто на одном уровне с животными, но он их защитник: уводит стада от охотников, засыпает звериные ловушки, отпугивает людей. Он вносит свой вклад в место в котором живет, оберегая его.
Тогда охотники стали жаловаться Гильгамешу, они просили одолеть этого человека-зверя. Гильгамеш велел охотникам взять блудницу Шамхат и пойти с ней к Энкиду, чтобы она соблазнила его и привела в город Урук. Так и случилось. Когда Энкиду познал Шамхат, направил свою ярую силу на женщину, исчезла в нем его звериность, он очеловечился, перешел на следующую ступень развития:

Когда же насытился лаской,
К зверью своему обратил лицо он.
Увидав Энкиду, убежали газели,
Степное зверье избегало его тела.
Вскочил Энкиду, – ослабели мышцы,
Остановились ноги, – и ушли его звери.
Смирился Энкиду, – ему, как прежде, не бегать!
Но стал он умней, разуменьем глубже.

Женская сила его заземлила, сделав более стабильным. Женщина же приобрела над ним власть:

Вернулся и сел у ног блудницы,
Блуднице в лицо он смотрит,
И что скажет блудница, – его слушают уши.

Убедила Шамхат Энкиду пойти с ней в город. Там он сразился с Гильгамешем и тот назвал его своим другом, увидев в нем равного себе по силе. Гильгамеш отвел Энкиду к своей матери Нинсун, чтобы она благословила Энкиду быть ему братом. Так через благословение матери они стали братьями.
Очень скоро Энкиду, который находился без дела, начинает съедать ярая сила. В лесу он жил со зверями и направлял свою силу на защиту стада. Затем пришла женщина Шамхат и его ярую силу через любжу забирала она. Затем он сражался с Гильгамешем, но тот стал его другом и братом. И вот без войны и без женщины ярая сила не дает покоя герою.
Чтобы занять друга, и чтобы прославиться, Гильгамеш решает пойти в Кедровый лес, вырубить кедры и убить Хумбабу, чудовище, которое охраняет этот лес.
Из этого решения видно, что хоть и царь он, а мудрости нету. Он готов уничтожать и разрушать только ради славы.
Совет старейшин отговаривал Гильгамеша от этого похода, но не смог отговорить и благословил в путь. Тогда Гильгамеш обратился с молитвой к Богу Солнца Шамашу:
Если ныне я буду благополучен,
В поход уходя по доброй воле, —
Тебя, о Шамаш, я буду славить,
Твои кумиры посажу на престолы!

Он не просто молится, не просто просит о помощи, но обещает прославлять бога Солнца, давать ему энергию славления. Гильгамеш знает силу Солнца, и знает, как правильно взаимодействовать с энергиями. Он не просто просит о помощи, но обещает совершать действия взамен.
Затем Гильгамеш идет к своем матери просить благословения:
Нинсун мудрая, – все она знает, —
Путь разумный нашим стопам установит!

Именно мать открывает дорогу и дает путь, а ее благословение позволяет верно двигаться по пути.
Нинсун, мать Гильгамеша, обращается к богу солнца Шамашу, а это целый ритуал:

Вступила Нинсун в свои покой,
Умыла тело мыльным корнем,
Облачилась в одеянья, достойные тела,
Надела ожерелье, достойное груди,
Опоясана лентой, увенчана тиарой
Чистой водой окропила землю,
Взошла по ступеням, поднялась на крышу.
Поднявшись, для Шамаша свершила воскуренье.
Положила мучную жертву и перед Шамашем воздела руки.

Огонь небесный любит яркость, поэтому Нинсун облачается в красивые одеяния, надевает ожерелье — символ Солнца, ленту с тиарой, выходит на возвышение — на крышу, к открытому солнечному свету, воскуривает благовония, делает подношение, что-то выпеченное из муки, и только после этого возводит руки к небу и произносит молитву. Так выглядит ритуал взаимодействия с Солнцем. В эпосе мать занимает важное место, перед каждым сложным делом Гильгамеш идет к ней за благословением, ведь это та сила, которая оберегает и направляет.
Гильгамешу и Энкиду удалось победить чудовище Хумбаба и вырубить кедровый лес. Однако этот поступок не одобрили другие Боги. На совете было решено наказать Гильгамеша, убив его друга Энкиду.
Энкиду заболел и слег. Во гневе проклинал он блудницу Шамхат. Стоит обратить внимание, каким образом выстроено это проклятие:

Прокляну великим проклятьем,
Чтобы скоро то проклятье тебя бы постигло:
Пусть ты не устроишь себе дома на радость,
Пусть ты не полюбишь нагуляной дочки,
Пусть не введешь на посиделки девичьи,
Пусть пьяный отберет твои красивые бусы,
Пусть горшечник вдогонку тебе глину швыряет,
Пусть из светлой доли ничего тебе не будет,
Чистое серебро, гордость людей и здоровье,
Пусть у тебя не водятся в доме,
Перекрестки дорог тебе будут жилищем,
Пустыри пускай тебе будут ночевкой,
Тень стены обиталищем будет,
Ибо чистому мне притворилась ты супругой,
И над чистым мною ты обман совершила!»

Страшное пожелание обездоленности и позора.

Но за Шамхат заступился сам Шамаш. Он указал Энкиду на несправедливость проклятья, потому что именно Шамхат превратила его из подобного зверю человеку подобного, обращалась с ним как с богом, ввела его в город и дала в друзья Гильгамеша.
Тогда Энкиду успокоился и назначил Шамхат другую судьбу:

Пусть тебя покинувший к тебе вернется,
Государи, цари и владыки пусть тебя полюбят,
Тебя увидавший пусть тебе изумится,
Герой для тебя пусть встряхнет кудрями,
Не задержит тебя страж, а тот пусть пояс развяжет,
Даст стеклянные блестки, лазурь и злато,
Кованые серьги тебе пусть подарит, —
А за то ему ливнем зерно польется;

Умер Энкиду. Таким был суд Бога для его и Гильгамеша. Энкиду выполнил цель своего пребывания на Земле, был Гильгамешу он другом и братом равным по силе. После смерти Энкиду Гильгамеш задался вопросом, не постигнет ли его та же судьба? Он имел власть и силу, но растрачивал ее на буйства и получил за то наказание. Но только смерть друга сделала его глубже. Он решает исследовать вопрос Смерти и отправляется в дальнее путешествие. Он желал найти Утнапишти, которому Боги даровали бессмертие и разузнать у него все о Жизни и Смерти.
Через пустыню он подошел к горе Машу, пройдя через которую можно попасть в другой мир.

Он слыхал о горах, чье имя – Машу,
Как только к этим горам подошел он,
Что восход и закат стерегут ежедневно,
Наверху металла небес достигают,
Внизу – преисподней их грудь достигает, —
Люди-скорпионы стерегут их ворота:
Грозен их вид, их взоры – гибель,
Их мерцающий блеск повергает горы —
При восходе и закате Солнца они охраняют Солнце.

Горы Машу являются границей между двумя мирами, порталом и достигают металл небес. Металлические небеса. Люди-скорпионы охраняют ворота при восходе и закате Солнца. Восход и закат как некие переходные периоды в цикле, в которые Солнце нужно было от чего-то охранять.
Выслушав Гильгамеша, люди-скорпионы сказали

«Никогда, Гильгамеш, не бывало дороги,
Не ходил никто еще ходом горным:
На двенадцать поприщ простирается внутрь он:
Темнота густа, не видно света —
При восходе Солнца закрывают ворота,
При заходе Солнца открывают ворота,
При заходе Солнца опять закрывают ворота,
Выводят оттуда только Шамаша боги.

Есть момент на восходе и закате, когда открывается портал между миром Богов и миром людей. И в мир людей выходит только бог Шамаш — Солнце.

Пропустили люди-скорпионы Гильгамеша пройти через горы. Долго шел он сквозь непроглядную тьму, пока не вышел на свет, в каменный сад:

Поспешил он, рощу из каменьев увидев!
Сердолик плоды приносит,
Гроздьями увешан, на вид приятен.
Лазурит растет листвою —
Плодоносит тоже, на вид забавен.
Этот мир напоминает миры, что описаны в сказах Бажова. У моря жила Сидури — хозяйка богов.

Покрывалом покрыта, незрима людям.
Гильгамеш приближается к ее жилищу…
Хозяйка издали его увидала,
Своему она сердцу, помыслив, вещает,
Сама с собою совет она держит:
«Наверное, это – убийца буйный,
Кого хорошего тут увидишь?»
Увидав его, хозяйка затворила двери,
Затворила двери, засов заложила.
Сидури живет на границе миров, в одиночестве, ей не нужны советчики, потому что сама с собою совет она держит, доступны ей многие тайны, она напоминает Бабу-Ягу из русских народных сказок.
Гильгамеш рассказал, кто он, рассказал о своей жизни, об Энкиду, и о том, что хочет познать тайну бессмертия. На что Сидури ответила:
«Гильгамеш! Куда ты стремишься?
Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
Боги, когда создавали человека, —
Смерть они определили человеку,
Жизнь в своих руках удержали.

Программа Смерти была заложена при самом создании человека. Людям суждено умирать, бессмертие доступно только Богам, лучшее они оставили для себя. В этом проявляется то, насколько человек бессилен, насколько его жизнь мелкая и неважная.

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днем и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно,
Днем и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Своими объятьями радуй подругу —
Только в этом дело человека!»

Для человека не предполагалось развитие или тем более, значимая роль в мире, Боги в этом не заинтересованы.

Сидури рассказывает Гильгамешу, что до бессмертного Утнапишти сложно добраться, нужно переправиться через воды Смерти с корабельщиком Уршанаби. Только Шамашу-богу Солнца это удалось.
Пошел Гильгамешь к Реке Смерти нашел корабельщика и тот его переправил к Утнапишти. Главным в этом пути было не коснуться воды.
Ни в одном мифе упоминается и Река Смерти, и лодочник, переправляющий души.
Когда же Гильгамеш встретил Утнапишти, задал ему свой вопрос о бессмертии, ответом ему было то, что Боги определили людям смерть, и ему в том числе.

Ярая смерть не щадит человека:
Разве навеки мы строим домы?
Разве навеки ставим печати?
Разве навеки делятся братья?
Разве навеки ненависть в людях?
Разве навеки река несет полые воды?
Стрекозой навсегда ль обернется личинка?
…сбираются Ануннаки, великие боги,
Они смерть и жизнь определили,
Не поведали смертного часа,
А поведали: жить живому!

Человек не знает даже того, когда умрет.
За труды Гильгамеша Утнапишти раскрыл тайну Цветка молодости, который растет на дне Океана. С помощью этого Цветка Гильгамеш хотел вернуть свою юность, он погрузился на самое дно и сорвал Цветок. Но по пути домой этот Цветок украла змея. Вкусив его, змея сбросила свою кожу и переродилась. Так вечная молодость и бессмертие связаны с перерождением.

В мифе многое написано открытым текстом, то, что не требует дополнительных расшифровок, все очевидно. Много информации об устройстве мира, есть и описания конкретного взаимодействия с разными Божествами и энергиями. Очень интересное описание того, что происходит по ту сторону Океана Смерти, о месте человека и его роли в жизни, о том как на самом деле относятся Боги к существам намного ниже их по развитию.

4 Комментария “Разбор мифа-эпоса «О Гильгамеше»”

  1. Часто, вопреки нашим ожиданиям, то, что казалось опасным, оказывается полезным, а то, что казалось спасительным, оборачивается коварным.

  2. В этом что-то есть. Большое спасибо за объяснение, теперь я буду знать.

Добавить комментарий для RebeccaBaw Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.