«Крылатый, мохнатый, да масленый»
Небольшая детская сказка привлекла мое внимание, наверно, потому что в данный период жизни
оказалась для меня актуальной. А почему расскажу в конце статьи.
Итак, сама сказка:
…жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый. Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Как видим, у каждого была своя судьба и предыстория. Каждому пришлось нелегко. Блину с
мышонком так и вовсе пришлось жизнь свою бегством спасать. Вот они встретились решили жить
вместе.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал.
Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил,
а блин щи да кашу варил.
Интересно, что в сказках часто используется два глагола «жить» и «поживать». Есть ли между
ними разница? Жить можно по-всякому: хорошо, плохо, в нужде, в богатстве, в трудах, в болезни
и здравии, а вот «поживать», как мне видится, имеет более конкретное значение: «жить хорошо,
спокойно, ровно, складно да ладно». Часто встречается «поживать да добра наживать».
Дальнейшее повествование в сказке как раз подтверждает мое предположение. Описывается их
быт:
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, до чего хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша, — рассыпчата, горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Вот так замечательно в гармонии и сытости жили наши три брата. Но человеческая наша природа
такова, что иногда начинают терзать сомнения о размере вклада сил в общий быт, в создание
общего блага! Справедливо ли такое распределение обязанностей? Почему так распределили? Кто
так решил? Не хочу больше так, я устал/устала.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как
работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Вот воробей нарушил общее спокойствие и лад. Предложил работой поменяться. Позавидовал он
братьям своим, что те дома остаются и на печи валяются. Себя пожалел. Посчитал, что его вклад в
общий быт и уют гораздо больше, чем тех двоих.
На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить
Блин ходил-бродил, песни хвалебные себе масленому пел, да лису Патрикеевну повстречал.
Вот тут тоже хотелось бы остановиться на «лисе Патрикеевне». Что за прозвище такое? Или
отчество? Почему с большой буквы пишется? Мне удалось найти интересную версию из
исторических событий.
Патрикей оказывается имя такое было на Руси и давали его людям знатного происхождения.
Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий, Патрекей), сын
Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей
стал наместником Новгорода по приглашению местных князей. Но через какое-то время прогнали
его люди, так как не нравилось им его правление. Однако потом опять позвали. До того этот князь
прославился своей хитростью и изворотливостью, что имя это стало нарицательным и означало
«Хитрец». А так как лиса считается хитрым животным, да еще и с богатой красивой шкуркой (чем
не знатная особа?), то к ней в сказках «прилипло» прозвище «Патрикеевна».
Не трудно догадаться, что лиса решила блином жирным, сладким, вкусным полакомиться.
Хитростью подобралась поближе и вцепилась в блин. Насилу блин вырвался, а бок так у лисы и
остался.
У тех двух тоже дела не лучше обстоят:
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи всё не хороши, не жирны, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.
Тут и блин с откусанным боком домой подоспел.
Вот блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Поплакали они, погоревали и снова стали жить -поживать сытно да ладно. Ну что ж, каждый
должен заниматься своим делом, что умеет делать лучше всего, чему обучался, к чему талант есть.
Как и обещала в конце статьи пример из жизни. Многие сейчас в офисе работают. В нашем офисе
есть менеджеры по продажам, есть менеджеры по закупкам и так далее. Вот моя коллега из отдела
закупок тут возмутилась, что «продажники» больше денег получают со сделок, а работают не
больше других, если не меньше. Всего делов то по телефону с людьми болтать. Дали ей такую
возможность в продаже поработать, но эксперимент не удался, и вернулась она к своим
обязанностям
Однако в семье тоже такое встречается, что муж или жена возмущаются, мол, я больше тружусь,
кручусь-верчусь, устаю, уют создаю. А поменяйся они своими обязанностями и результат
примерно такой же, как в сказке
Потому очень важно знать свое место. Общий успех возможен, если каждый будет знать свои
сильные стороны, способности и заниматься своим делом! А если завидовать, то зависть должна
быть созидательной, мотивирующей на рост и развитие
Участник Союза ИСВ
Спасибо за анализ этой сказки!
Очень интересно и познавательно!
И мораль в конце, очень жизненно!
Верно подмечено! Каждый красит свое место своим талантом! Спасибо за разбор!