Анализ стихотворения К.И.Чуковского «Чудо-дерево»

К.И. Чуковский написал стихотворение «Чудо-дерево» в 1926 году, которое посвящено его дочери — Мурочке.

Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.

Рыба символ — зарождения жизни, богатства жизни и плодородия, в мифологии считается, что рыбы дарят плодовитость, изобилие, счастье в семье, здоровье.

Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.

Здесь делается акцент на стихию Землю, которая дает материальные плоды, а они сладкие и приятные. Если человек начинает взаимодействовать с Землею, (указывается, что сделаны грядки в огороде), Мать-Земля одаривает щедро материальными благами («вырастают шоколадки»). Также можно сажать деревья, цветы и т.д., что также будет расцениваться как взаимодействие с данной Стихией.

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Чудо-Дерево имеется ввиду Родовое Дерево, поэтому оно и чудесное. И восхваляется Оно неспроста.

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Здесь поясняется, что именно дает Дерево Родовое и почему оно чудесное. А плоды этого Дерева дают возможности открытых путей и дорог, что символично выражено «чулки да башмаки».

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.

Именно родители открывают детям пути и благословляют на легкую и удачную дорогу.
Мать как сильный аспект имеет большие возможности и большее влияние на детей в Роду. Она «срывает» кому и что нужно. Здесь явно имеется ввиду разные возможности на жизненном пути – кому «туфельки», кому «сапожки», а кому «новые калошки». Род дает всем, но по возможностям.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!

Отец также имеет возможности помогать своим детям, но в меньшей мере. Поэтому полноценная обувь, которая убережет и защитит на жизненном пути детей его, упоминается только один раз — «ботинки».

Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

И снова хвала и Слава Родовому Чудо-Дереву как особый вид Энергии.

Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!

Здесь идет обращение к тем, кто забыл свой Род и напоминание о том, что именно Оно может дать, какие колоссальные возможности.

Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?

В современном мире люди не общаются и не взаимодействуют со своим Родом. «Что ж вы зеваете?» автор призывает обратить внимание на возможности, на чудесные возможности, коими являются плоды этого могучего Дерева.

Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!

«Убогие, босоногие» так автор описывает тех, кто не общается со своим Родом. А ведь так и есть. Род является сильным и могучим Помощником, для того чтобы гладко да сладко идти своим путем.

Вам может понравиться

Лиса Исповедница

Сказ П.П.Бажова «Хрупкая веточка»

По мотивам сказки «Красавица и чудовище»

НОДЕНДАЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ. Легенда о Королеве Туманов

6 thoughts on “Анализ стихотворения К.И.Чуковского «Чудо-дерево»”

  1. Очень чудесный разбор стихотворения! Благодарю Вас! Такой интересный и глубокий взгляд на детский стишок!

  2. Мне пришли такие слова . Лапти обули в поле пошли . Хотели сапожки , да не выросли ножки . Нужно поработать Сил набраться от земли чтоб Род помогал , а уж вырости и получишь по заслугам своим .

  3. Спасибо автору за чудесный разбор Стиха!
    Очень многое стало понятно в отношении с Родом

  4. Да уж, жестко Чуковский о тех, кто не общается со своим Родом, — «убогие, босоногие». Вообще, стихотворение хитро написано — вроде бы стих как стих — для детей — но это только на поверхности. Спасибо большое автору статьи! я взглянула на это произведение глазами ведающего человека. Интересно, что упоминаются разные виды обуви. Если не ошибаюсь, лапти были обувью для простых людей, бедных, а вот сапоги могли позволить люди с деньгами.

  5. Вот что интересно — сам Корней Чуковский рос без отца, и это было болью его жизни. Даже отчества в метрике не было. Николай Корнейчуков взял псевдоним Корней Чуковский, к нему позже добавилось фиктивное отчество Иванович, и после революции псевдоним стал его официальным именем. Понимал ли он сам, о чем его стихотворение? Или оно пришло к нему озарением? Большое спасибо автору за такой глубокий анализ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *