Муха-Цокотуха

Анализ сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Автор анализа сказки Дарья Л.

Эту  сказку Корней Чуковский написал на одном дыхании. Случилось это 29 августа 1923 года. Из воспоминаний автора:

«…Я исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полосу обоев и с тем же чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку. Когда же в сказке дело дошло до изображения танца, я, стыдно сказать, вскочил с места и стал носиться по коридору из комнаты в кухню, чувствуя большое неудобство, так как трудно танцевать и писать одновременно. Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого…как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных со стенки обоев…»

Здесь сразу видно, что писатель вошёл в состояние потока, наподобие транса.

Главная героиня сказки — обыкновенная Муха. Муха воплощает силы нижнего мира. Из-за своей способности всем мешать, мельтешить перед глазами и издавать неприятное жужжание,  многие демоны, сущи и злые духи связаны с мухой. Поэтому и звали её Цокотухой из-за способности цокотать и жужжать. Также «цокотуха» – это  жаргонное слово, обозначает болтушку, тараторку, чересчур разговорчивую даму. В сказке образ Мухи представлен в образе молодой дивицы.

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Обратите внимание, что автор сделал акцент именно на брюхо, живот. Живот –это Жизнь, каждый из нас начинал свою жизнь именно в животе у своей матери. Для женщины живот — это не просто зона на теле — это место силы, это источник ее благ и энергии, это место творения жизни. Именно в животе в районе матки  женщина собирает энергию, основная ее сила именно там. Энергетически женщина устроена, как сосуд- ее основная энергия идет от Земли и собирается в животе. Накопившись там, эта энергия снабжает все тело женщины, делая ее по-женски сильной и безумно привлекательной.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла

Итак, Муха не полетела, а пошла! Образ шагающей, а не летящей или ползущей мухе выглядит немного странно, не так ли? Ведь стихия насекомых- Воздух, пространство, а здесь- поле. Прослеживается чёткая связь с Землёй — первоосновой всех Стихий в магии. Земля является домом всего живого, из нее вырастают деревья и травы, в ее недрах находятся драгоценные камни, нефть, газ и прочие богатства. Не поэтому ли и брюхо у Мухи золотое? А потому и поле, по которому она шла, однозначно плодородное, живое, т.к. Муха находит денюжку. Теперь вопрос — откуда в поле вдруг взялась денюжка? Только если это был откуп или благодарность Силам или Сущам.  Поскольку Муха относится к Сущностям Низшего Мира, можно сказать, что она приняла откуп. А если говорить в целом, нужно быть откровенным везунчиком и  иметь особое чутьё на деньги, чтобы найти их посреди поля. Не на дороге, а именно в поле. А так как это произошло в день её рождения — это двойная удача и  очень хороший знак.

Пошла Муха на базар

И купила самовар

Самовар — символ доброго гостеприимства. Муха в образе молодой дивицы ищет повод собраться, встретиться с друзьями, себя показать, на других посмотреть. И оказывается в центре внимания.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки — по три чашки

С молоком  и крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха именинница!

День рождения — это особенный силовой день, когда сбываются заветные мечты. В сказке пиршество отмечается чаем с молоком и крендельком. Белый хлеб и молоко указывают на  достаток и благополучие в доме, что опять-таки, подтверждается наличием у Мухи золотого брюшка как связи с большими денежными ресурсами. Муха угощает своих друзей  свежим, душистым, теплым кренделем  и с удовольствием ест его сама, проводя, своего рода, ритуал на процветание своего Рода. А гости усиливают положительную энергетику ритуала, выпивая 3 раза чашку с молоком.

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые-

В них застежки золотые.

Делается упор на то, что сапоги не простые, а с золотыми элементами. Обуться в такие сапоги – это обязательно к успеху в любых начинаниях.

Приходила к Мухе Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе мёду принесла.

После материального подарка (сапожек) следует духовный.

Мед – это по крупицам собранная пыльца цветов, собранная и переработанная тысячами пчел. Мед – это информация, знания, мудрость собранная предыдущими поколениями и Мухе ее передает Бабушка-пчела. Значит это период обучения, накопления знаний о мире. Мёд — также символ сладкой безбедной жизни.

«Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

В отличие от блох, мошек и тараканов, представителей Нижнего Мира, гостья Бабочка является символом радости и перемен к лучшему. Она всегда приносит положительные вести, любовь, долголетие и счастье. Муха преподносит ей дары в виде любимого лакомства. Обращение к ней на «Вы» ещё раз подчёркивает значимость этой важной гостьи в доме.

Вдруг какой-то старичок Паучок

Нашу Муху в уголок поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

Итак,  у Мухи-Ведуньи, которая находится в золотом статусе, имеет крепкую связь с Родом и владеет  Знаниями, объявляется враг, так называемые «паразит», который пытается всё уничтожить. Это не молодой паук, а  уже старик, т.е. с накопленным опытом, хитрый и губительный для живых существ. Его не заинтересовали простые тараканы, которые без подарков пришли на халяву поесть, его не заинтересовали блохи, которые, возможно, от безденежья, купили один подарок на всех. Его заинтересовала именно Муха.  А что же все остальные?

Но жуки-червяки испугалися,

По углам, по щелям разбежалися:

И никто даже с места не сдвинется:

Пропадай-погибай, Именинница!

Паук здесь сущь, обладающая Силой и авторитетом, что признают все присутствующие.

Абсолютно не встречая сопротивления со стороны гостей, Паук уверенно тащит Муху в уголок с одной целью – убить.  И в роли Инквизитора начинает свои грязные дела.

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Паук плетёт сети. Как и мировые религии, которые оплетают паутиной каждый уголок Земли, лезут везде со своей религиозностью и «святостью», обагрённой кровью многих миллионов людей. Именно религии убивают Ведающих, обирают и обманывают свою безмозглую паству, основываясь на страхе людей перед жизненной неопределенностью.  История человечества изобилует мрачнейшими страницами, связанными с самыми невероятными методами физического устранения тех, кто сопротивлялся усиленному навязыванию религиозного дурмана. Что уже говорить про осуждение богатых. Мол, проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу попасть в рай.

Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик,

И в руке его горит Маленький фонарик.

Подлетает к Пауку, Саблю вынимает

И ему на всём скаку Голову срубает!

Но появляется Спаситель с фонариком, который символизирует свет в конце тоннеля, спасительный огонь, новые Знания, приход новой Веры на Землю!

И Комарик по сравнению с Пауком очень маленький, юный, но храбрый. Он  единственный из всех в сказке может летать (даже муха не летела, а шла по полю). Значит, есть у него определённая Сила, что-то, что отличает его от всего остальных героев, приведённых в сказке. Комар спасает Муху.

Муху за руку берет

И к окошечку ведет:

“Я злодея зарубил,

Я тебя освободил,

И теперь душа-девица,

На тебе хочу жениться!”

Окна – это портал, связь с внешним миром, Вселенной,  неизменный атрибут мифологических сюжетов с любовным свиданием.

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Музыканты играют именно на барабанах. Вы можете представить свадьбу, где гости танцуют (а точнее топают) только под барабаны? Налицо шаманский ритуал. Барабан является слиянием мужского и женского начала, как земного и небесного. Через барабан наши предки призывали богинь, что подтверждается следующими словами:

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ –

Муха замуж идет

За лихого, удалого,

Молодого Комара!

Тара-ра, тара-ра, слова говорят сами за себя- богиня Тара и Бог Ра-мощный, и действенный призыв Силы Богов. Тара- великая богиня, покровительница женщин, приносящая им знания и защиту на духовном пути.

А Ра-Свет Солнца — это первопричина всего Сущего и несущего.

Все пляшут от души на свадьбе Мухи и Комара.

Будет, будет мошкара веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха именинница!

Ритуал под барабаны будет длиться всю ночь с призывом к Богам на удачную жизнь для молодожёнов.

Вам может понравиться

«Сказка о попе и его работнике Балде»

Разбор сказки А.С. Пушкина «О попе и его работнике Балде»

Разбор Арабской сказки «Благодарная рыба»

Разбор Арабской сказки «Благодарная рыба»

«Крылатый, мохнатый, да масленый»

Разбор сказки «Утро, Полдень и Вечор»

7 thoughts on “Анализ сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»”

  1. Пока читала ,вся мурашками покрылась!Такие глубинные знания скрыты.Как было-бы здорово,если в школах преподавали на таком уровне Да наши дети, сами бежали в школу за знаниями !

  2. Благодарю!!!
    Вот интересно читать сказки с таким разбором.
    Муха цакатуха,с золотым брюшком,это удивительно, теперь всё ЯСНО!!!

  3. Дарья, спасибо большое за такой подробный разбор!
    Я под впечатлением — сколько в стихотворении всего зашифровано, даже описан ритуал работы с Родом. И герои — участники событий тоже не просто так подобраны = типы/поведение людей.

    Гости при виде Паука разбежались — т.к. не обладали веданием, знанием, как его победить. Только Комар (стихия Ветер = информация + фонарь в руках = Свет) знал, что надо сделать.
    Вот еще о чем подумала — а почему Комар сделал предложение Мухе?
    Комар (Мужчина) — стихия Ветер, Муха (Женчина) — стихия Земля, комар женился на Мухе, потому что она не просто его привлекла, но и смогла заземлить! (?)

  4. Вот это класс! Как сказка с детства все это Время говорила не о выдуманной истории для детей, а самой настоящей магии, которую мы не замечали!
    Большое спасибо автору разбора за то, что открыли глаза, по-новому показали эту сказку!

  5. Уважаемая Дарья! Шикарная трактовка образов! Неожиданное сравнение сетей паука с сетями религий! И да: только ведающая Муха могла найти денежку в поле в свой День Рожденья)) Финальный аккорд — шаманский ритуал под барабаны! 🙂 Из Вашей статьи узнала о существовании богини Тары и об истории создания этой сказки. Благодарю Вас, Дарья, отлично вышло!

  6. Это просто поражает воображение. Детский стишок, а какой огромный смысл заложен. Благодарю, что открыли глаза и показали суть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *