Анализ сказки «Девочка, наступившая на хлеб» — Ганса Христиана Андерсена

Анализ сказки «Девочка, наступившая на хлеб»
Ганс Христиан Андерсен

Эта сказка о трансформации души, протянувшейся за пределы человеческой жизни. В ней показана деградация души в земной человеческой жизни и последующая реинкарнация в птицу. От чего же произошло такое падение души? Как же душа до такого «докатилась»? Мы узнаем, прочитав историю девушки Инге, описанную Гансом Христианом Андерсеном.

Интересно, что вся сказка пронизана религиозными мотивами, при этом автор пишет о реинкарнации души, что в принципе противоречит христианской позиции. Как известно, после пятого Вселенского собора, прошедшего в 553 году, идея реинкарнации души была полностью исключена христианской религией, так как это могло помешать управлять сознанием масс.

Вы, конечно, слышали о девочке, которая наступила на хлеб, чтобы не запачкать башмачков, слышали и о том, как плохо ей потом пришлось. Об этом и написано, и напечатано.

Она была бедная, но гордая и спесивая девочка. В ней, как говорится, были дурные задатки.
Наверно, каждая душа, приходящая в этот мир, имеет некие «дурные задатки», которые мы называем человеческими пороками. От того, по какому пути пойдет душа в своей земной жизни, будет зависеть, хватит ли ей сил побороть, преодолеть эти пороки или душа погрязнет в них.
Крошкой она любила ловить мух и обрывать у них крылышки; ей нравилось, что мухи из летающих насекомых превращались в ползающих.
Психологи часто говорят о детской жестокости и причинах ее проявления: то ли это желание ребенка таким образом познавать мир, то ли желание отыграться на беззащитных существах и почувствовать себя повелителем, потому как сам ребенок в постоянном подчинении у взрослых. Психологи во всем винят взрослых и семью не без основания, конечно. Ругань, двойные стандарты (когда учат ребенка быть честным, а сами обманывают при ребенке кого-либо из окружения), чрезмерная опека или наоборот пренебрежение ребенком.

Все же в одной семье, где одинаково воспитывают и любят двух детей, один может вырасти заботливым, отзывчивым и добрым, а другой сущим негодяем. Ответ кроется в уровне развития души, пришедшей в этот мир, и в том, какой жизненный путь выберет душа: более сложный — путь развития и становления или путь наименьшего сопротивления — путь деградации.

С летами она становилась скорее хуже, чем лучше; к несчастью своему, она была прехорошенькая и ей хоть и доставались щелчки, да все не такие, какие следовало.
Вот так душа в земной жизни получила прекрасное женское тело, добрых заботливых родителей, которые хоть были бедны, но старались дать дочери самое лучшее, жалели ее и не наказывали. Как мы теперь знаем, все, что душа получает легко при жизни или с самого рождения, значит уже было наработано ею в предыдущих воплощениях.
Наша главная героиня поступила в услужение к знатным господам в помещичий дом. Однако тут судьба к ней тоже была благосклонна, потому что господа относились к ней как к родной дочери, баловали ее дорогими красивыми нарядами.

Инге, казалось, еще похорошела, зато и спесь ее все росла да росла. Целый год прожила она у хозяев, и вот они сказали ей:
— Ты бы навестила своих стариков, Инге!
Инге отправилась, но только для того, чтобы показаться родным в полном своем параде

Главная героиня не воспользовалась возможностями развития, которые ей были даны судьбой. Она лишь больше погружалась в свои пороки – спесь и тщеславие. Единственной ценностью для нее стали материальные вещи (красивые наряды).
Когда госпожа попросила Инге навестить своих стариков, та послушно отправилась в деревню, надев свое самое лучшее платье. Почти дойдя до их дома, Инге увидела свою мать с охапкой хвороста, присевшую на камень, и ей стало стыдно перед деревенскими парнями, «что у нее, такой нарядной барышни, такая оборванная мать, которая вдобавок сама таскает из лесу хворост». Она даже не стала подходить к матери, а тихо убежала, пока ее никто не заметил. Проявила крайнюю неблагодарность и неуважение к самому близкому человеку.

В современной жизни я тоже замечала, что некоторые дети стесняются своих родителей, им кажется, что они сумели подняться на уровень выше, а родители, давшие детям то, чего не было у них: хорошее образование, красивую одежду, современные гаджеты, благодаря которым дети смогли подняться на этот самый уровень, теперь стали не удел.
Через полгода госпожа снова отправляет Инге к родителям и дает в придачу белый хлеб, чтобы та угостила мать с отцом. У самой Инге не только нет желания увидеть родных, но она не чувствует привязанности и любви к родителям, не испытывает благодарность к тем, кто дал ей жизнь. При этом совершенно чужой человек (госпожа) понимает тоску родителей по дочери, понимает, что это моральный долг дочери помнить и навещать мать с отцом.

Дальше было хуже. Инге отправилась в деревню, но оказавшись на грязной болотистой тропинке Инге швырнула в грязь хлеб, чтобы по нему пройти, не замарав башмачки.
Недолго думая, Инге бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одной ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб начал погружаться вместе с ней все глубже и глубже в землю — только черные пузыри пошли по луже!
Все. Этот поступок стал последней чертой, точкой невозврата, за которой не будет второго шанса, а только расплата и последствия за совершенные действия. Судьба не будет баловать бесконечно. Так судьба Инге превратилась в Суд Божий. Она попрала ногами и втоптала в грязь святыню. Белый хлеб – это символ Рода, изобилия, плодородия. Она отвернулась от своих родителей, предала свой Род, совершив этот поступок. Кроме того, как мы знаем, в христианской религии белый хлеб символизирует тело Христа. Тем самым она еще оскорбила бога. Такое не могло остаться безнаказанным!

Куда же попала Инге? К болотнице в пивоварню. Болотница приходится теткой лешим и лесным девам; эти-то всем известны: про них и в книгах написано, и песни сложены, и на картинах их изображали не раз. О болотнице же известно очень мало; только когда летом над лугами поднимается туман, люди говорят: «Болотница пиво варит!»
И все же не смотря на огромное влияние христианской религии на людей, автор пишет и о духах низкого порядка, населяющих природу : болотница, лесные девы, леший – что это, как не отголосок дохристианских времен, когда люди жили в тесном взаимодействии с природой, знали и почитали и духов земли и подземелья. Они остались в памяти народа.

Болотница была дома; пивоварню посетили в этот день гости: черт и его прабабушка, ядовитая старушка. Она никогда не бывает праздною, даже в гости берет с собою какое-нибудь рукоделье: шьет из кожи башмаки, надев которые человек теряет покой, или вышивает сплетни, или, наконец, вяжет необдуманные слова, срывающиеся у людей с языка, — все во вред и на пагубу людям!

В сюжете сказки переплетаются в образах древние верования, представления народа о подземной мире и религиозное понятие об аде. Во всяком случае в библии нет никакого упоминания о чертовой прабабушке, ядовитой старушке. То есть в представлении людей это некий злой дух, который руководит нитями судьбы, но только в негативном аспекте. В какой-то степени людям было удобно перекладывать ответственность на этого духа. Сплетни, маята, необдуманные слова – все это из-за злых козней чертовой прабабушки, а не от мыслей и деяний самих людей.
Да она с задатками! Я попрошу вас уступить ее мне на память о сегодняшнем посещении! Из нее выйдет отличный истукан для передней моего правнука!
Ядовитая старушка сразу увидела почерневшую, падшую душу Инге, погрязшую в тщеславии. Хороши задатки, нечего сказать! Что за «передняя правнука»? — По религиозным представлениям это и есть ад, которым под землей правит черт. Таким прогнившим душам место как раз в аду.
Далее посмотрим, как автор описывает этот самый ад.

И вся передняя была запружена изнемогающими грешниками, ожидавшими, что вот-вот двери милосердия отворятся.
… Большущие, жирные, переваливающиеся с боку на бок пауки оплели их ноги тысячелетней паутиной; она сжимала их, точно клещами, сковывала крепче медных цепей. Кроме того, души грешников терзались вечной мучительной тревогой. Скупой, например, терзался тем, что оставил ключ в замке своего денежного ящика…
Получается, что каждая душа, не преодолевшая те или иные пороки, завладевшие ею при жизни, испытывала муки после смерти, связанные с ними. Пауки и путина – это символ времени, вечности, предопределенности событий. Кто зря прозябал и бездарно растратил свое время, отведенное на жизнь, теперь был скован в коконе из паутины. Не было больше времени, не было больше возможности действовать и выбирать. Время застыло, остановилось для этих душ навеки.
Вот каково было Инге в этом аду: ее красивый наряд был покрыт слизью и грязью, из каждой складки выглядывали жабы и мерзко квакали, в волосах запутался уж.
Но хуже всего было чувство страшного голода. Неужели ей нельзя нагнуться и отломить кусочек хлеба, на котором она стоит? Нет, спина не сгибалась, руки и ноги не двигались, она вся будто окаменела и могла только водить глазами во все стороны, даже выворачивать их из орбит и глядеть назад. Фу, как это выходило гадко! И вдобавок ко всему явились мухи и начали ползать по ее глазам взад и вперед; она моргала, но мухи не улетали — крылья у них были общипаны, и они могли только ползать
Тут вспоминается поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь». Превыше всего Инге ценила свои наряды и красоту, наплевав на истинные ценности в жизни, получила отвратительную наружность. Пренебрегла хлебом, а теперь мучается вечным чувством голода, издевалась над насекомыми, теперь же они ползают по ее глазам. Автору удалось создать поистине отвратительную картину адских мучений грешников. Для чего нужны были такие мучения душам? Для того чтобы очистится, осознать свои ошибки.

Горькие слезы матери Инге иногда горячими каплями падали ей на голову. Мать скорбела о ней, но даже она повторяла, что Инге сгубила ее спесь. Инге могла слышать все, что о ней говорили наверху люди, но от этого муки только усиливались, потому что никто не сказал о ней доброго слова. Все знали, что она бросила хлеб в грязь, наступив на него и провалилась в болото. О ней рассказывали маленьким детям, как поучительную историю. Даже дети говорили, что она гадкая и заслужила муки. При этом душа Инге не чувствовала раскаяния, она лишь раздражалась и перекладывала ответственность с себя на родителей.

«Воспитывали бы меня получше, построже! — думала Инге. — Выгоняли бы из меня пороки, если они во мне сидели!»Так душа Инге терзалась от злобы и голода. Однажды она опять услышала свою историю, которую рассказывали маленькой невинной девочке, и малютка вдруг залилась слезами, ей было искренне жаль бедную Инге.

Слова эти дошли до сердца Инге, и ей стало как будто полегче: в первый раз нашлась живая душа, которая сказала: «бедная Инге!» — и не прибавила ни слова о ее грехе. Маленькая, невинная девочка плакала и просила за нее!.. Какое-то странное чувство охватило душу Инге; она бы, кажется, заплакала сама, да не могла, и это было новым мучением.

Тут затрагивается тема сострадания и милосердия в религиозном аспекте. Нашлась лишь одна живая душа, которая представила себе весь ужас положения, в котором сейчас находилась душа Инге. Душа Инге только теперь начала меняться.
Когда прошло много земных лет и девочка, что так горько плакала об Инге, состарилась, пришло ее время умирать:
«Господи, может быть, и я, как Инге, сама того не ведая, попирала ногами Твои всеблагие дары, может быть, и моя душа была заражена спесью, и только Твое милосердие не дало мне пасть ниже, но поддержало меня! Не оставь же меня в последний мой час!»

И вот автор рисует образ богобоязненной, благочестивой, чистой и искренней души в противоположность Инге. Конечно, это сделано в сказке, чтобы привить детям религиозные ценности, предостеречь от ошибок, совершенных Инге. Повлиять на воспитание детей в религиозном аспекте.
К сожалению, не так все чисто и прекрасно в религии, как кажется. Религия требует от простого человека полного смирения, подчинения божьей воли, принятия всего, что исходит от бога, а также от жрецов его культа (церковнослужителей). Эдакие наместники бога на земле, которым религия, однако, дает право убивать, пытать, завоевывать, уничтожать, насаждать.

Своим духовным взором умершая узрела душу Инге, страдающую в аду:
При этом зрелище благочестивая душа залилась слезами и явилась к престолу Царя Небесного, плача и молясь о грешной душе так же искренно, как плакала ребенком. Эти рыдания и мольбы отдались эхом в пустой оболочке, заключавшей в себе терзающуюся душу, и душа Инге как бы переродилась от этой нежданной любовью к ней на небе. Божий ангел плакал о ней! Чем она заслужила это? Измученная душа оглянулась на всю свою жизнь, на все содеянное ею и залилась слезами, каких никогда не знавала Инге
Тогда луч света проник в подземное царство и растопил кокон, сковывавший душу Инге, а из кокона на волю вырвалась маленькая птичка и выпорхнула в прекрасный земной мир.

Вот оно раскаяние и очищение души в действии. Вот и она- милость царя небесного, который освободил душу, за которую молилась и плакала другая душа. Как будто ему все равно, чьи страдания выкупят грех: сама ли виновница заплатит своими страданиями или какая другая душа за нее пострадает, главное — плачь, молись и кайся! Такова цена, таков выкуп.

Согласно религии, душа должна была бы отправиться теперь в рай и там прибывать в счастливом бытии вечно, но автор тут отступает от религиозного представления о пути души после смерти и показывает, что душа реинкарнировала, но не в человека, а в птицу – существо гораздо более низкого порядка, чем человек. Теперь бы душе снова пройти путь развития и дорасти до человека, но автор не указывает на это в сказке, скорее подводит снова к религиозной доктрине искупления грехов и, судя по всему, счастливое возвращение в царство божие.

Будучи птичкой, она искала хлебные крошки и когда находила, то звала всех других птиц, а сама же съедала только одно зернышко.
За зиму птичка собрала и раздала так много хлебных крошек, что все они вместе весили столько же, сколько хлеб, на который наступила Инге, чтобы не запачкать башмаков. И когда была найдена и отдана последняя крошка, серые крылья птички превратились в белые и широко распустились.
Она полетела над морем прямо к солнцу и исчезла в этом сиянии.
Вот теперь она искупила свой грех и получила счастливый билетик в рай.

Ну что ж, оно и понятно, почему автор то и дело в сказке отступает от религиозного представления о мире. Сказка лишний раз показывает, что не может религия (не только христианская, между прочим, а любая другая) уместить в себе все мироздание и его порядки. Многое религия объяснить не может, многие существующие моменты в мироустройстве выкидывает, отрицает или искажает. О чем это говорит? О том, что цель то у религий совершенно иная – угнетать и управлять сознанием людей, питаться их энергией, сковывать волю, закрывать пути к развитию и росту, а уж никак не помочь человеку познать («понять и узнать» — познать) мироздание, взрастить душу до божественного уровня сознания, чтобы стать Творцом.

Но как же быть тогда? Ведь человек всю жизнь ищет тот самый путь к развитию, к тому, чтобы самому стать Творцом и выйти из бесконечного цикла перерождений. Но путь тот закрыт, опутан сетью религий и выше не прыгнуть. Нужна Вера, то есть Ведание – РА! Именно Вера дает человеку понимание мироздания и пульса планеты. Именно Вера дает человеку то, что он тщетно пытается выпросить у религиозного бога. Этот путь станет возможен только если возродится истинная Вера на земле. Магия и Вера – вот они ключи к развитию и познанию мира! Чем больше людей осознает это, тем быстрее наступят времена процветания жизни и изобилия на Земле.

Евгения Д.
25.10.2019г

Вам может понравиться

О сказках и людях

Анализ сказки «Богомольная Хроська»

Царевна лягушка

Разбор сказки «Царевна лягушка»

Разбор арабской сказки о Гене Благодарности — Аль-Багум

1 thought on “Анализ сказки «Девочка, наступившая на хлеб» — Ганса Христиана Андерсена”

  1. Спасибо большое, Евгения!
    Автор, конечно, «намешал» символизм, видимо, был вынужден скорректировать первоначальный вариант сказки под религиозную цензуру.

    Даже никогда не слышала о сказке с таким названием – от самого названия становится не по себе – наступить на хлеб! После прочтения Вашего анализа, эту сказку мне захотелось увидеть в иллюстрациях -«страшилках», оказалось, есть мультфильмы нескольких разных студий, снятые по этой сказке.

    Не повезло Инге. Какой бы порочной она не была – неуважительное отношение к хлебу действительно стало точкой невозврата. Вторая сторона – ее родители явно из простых, неведающих, не умели вести ребенка (возможно врожденные пороки можно было бы скорректировать), поэтому и выросла избалованной, и самое главное, родители не научили девочку взаимодействовать с Родом.

    Самое интересное – что хотел сказать автор окончанием сюжета – получает ли Душа человека – независимо от того, что натворила на Земле, новую возможность (пере)родиться? пусть даже и вернувшись на ступень ниже, вот как это девочка – из человека – в птичку?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *