Анализ сказки «Белый олень»
Латышская народная сказка
Пересказала Людмила Копылова
«Слушай кому не лень,
Присказка недолга:
Белый бежит олень,
Круты его рога –
Всем видать,
Да никому не поймать».
История начинается с того, что жили два брата, которые выросли «…что дубки у реки».
Дуб — как символ Рода. Как известно Род символично обозначается деревом Дубом, и вот это дерево дало отростки в виде двух Дубков крепких.
Когда отец спросил кто чем хочет заниматься, то они точно знали, что их талант в охотничьем ремесле. То есть осознанные браться были и понимали толк в своих способностях. Тому есть доказательство, когда они встретили серн, которые судя по всему их сразу не заметили.
Как известно серны –зверьки пугливые, и редко охотникам удаётся остаться для них незамеченными. Скорее всего так могут только самые искусные.
«Отец вывел их за порог и проводил как мог – добрыми словами».
То есть благословил и дал своё одобрение на их путь выбранный. За порог –место попадания из дома в мир неких событий вне дома. Именно от сюда указывают, что их путь начался.
А так же отец дал каждому из сыновей по собаке. Собака – друг человека, но и в тоже Время хорошо это животное чувствует потустороннее, нечисть. Это были помощники. Так же встречается в былинах, что часто колдуны в своих путешествиях в миру брали с собой собаку по той же самой причине: защита, и подспорье при борьбе с нечистой силой. Возможно, эти два брата и относились к колдунам.
Когда освоили своё ремесло, решили двигаться дальше.
«И забрели в такую чащу, что в поле, на вольную волю, и не выйти никак. И хлеб на исходе.»
И там встречают сначала серн (символ осторожности и грациозности, внимательности), потом волков (символ самостоятельности, свободы), а потом зайцев-русаков (символ быстроты, проворства), которые просили их не убивать, а они в ответ им помогут, пригодятся ещё.
«Так стало у каждого брата по три зверя лесных…. Не считая собак.»
Это всё их помощники, которые наделили каждого из братьев этими талантами, что представлены в животных как символизм. У каждого колдуна, ведающего, есть свои помощники.
«Дошли до перепутья. Спорили-спорили по какой дороге пойти. И надумали тут братья врозь счастье попытать. Но наперёд каждый брат в свой черёд воткнул в кору старого дуба нож, чтобы впредь приходить сюда и глядеть: если братин нож и востёр и хорошо – брат со счастьем в ладу, если нож заржавел – брат попал в беду, надо его выручать.»
Символично это могло значит, что если один из братьев заблудиться, собьется со своего пути, то нож на это укажет. Дерево, опять таки дуб, не спроста. Родовое дерево. Хоть и кощунственно так втыкать в живое, хоть и старое дерево нож, но нож – этот предмет люди всегда наделяли его особым смыслом и значением. Так как он может быть и защитником, и путеводителем, и помогать в оборотничестве. Так же нож — это как оберег от нечистой силы. И он как индикатор в данном случае служил у кого и как складывается жизненный путь из братьев. Как любой магический предмет, его со Временем нужно чистить, иначе он портиться.
Один из братьев шел три дня. И вот встретил на пути замок тесовый, где девушка сидела, спросил её, где все люди, а она ответила:
«Пошли следить белого оленя – крутые рога, да оборотились камнями, серыми валунами».
Как орел и лошадь, олень является посредником между небом и землей, посланником богов. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Ветвистые рога оленя также могут символизировать лучи Солнца, ход времени. Так же олень выступает как символ света (он ещё к тому же и белого цвета – диковинка и редкость). В данном случае полагаю, что олень был именно как посланник, который вел всех, чтобы справились с нечистой силой. Но никто не мог этого узреть, а видели только оленя как добычу. За это и поплатились.
И в данном случае, люди хотели поймать этого оленя. Но вместо пойманного зверя, они лишились всего – превратились в каменные глыбы. Пошла деградация их развития. Олень как бы указывал на путь, которые уготовали Высшие силы. И когда он привёл старшего брата к цели, олень исчез.
«А на лесной опушке, у пня и огня сидит, старушка. Подошёл к ней старший брат и просит:
— Не пустишь ли, бабушка, у твоего огня погреться?
— отчего же не пустить! Худого в том нету. Только дай мне сначала зверей твоих поглажу, авось не поглажу.»
И когда она гладит зверей, то все звери и вместе с ними старший брат превращаются в каменные глыбы.
Это говорит о том, что он так попросту позволил кому-то завладеть собой, своими талантами, которые он приобрел. Не ценил их как следует, не смог найти применения. Не проявил осторожность (как серна), не достиг своей цели – не проявил силу воли, а переключился на то, чтобы погреться, а не искать далее белого оленя. Вот и лишился всего.
Тем Временем младший брат устроился пасти овец у одного короля.
«Но нежданно-негаданно пришла в то королевство беда великая – объявился в море кипучем змей могучий и велит всех трёх дочерей королевских отдать ему на съедение. А когда не отдадут, он, мол, хвостом закрутит, всё море взбаламутит, и хлынет большая вода на королевские города».
Змей здесь в роли темных могучих сил выступает.
Король пообещал выдать младшую дочь замуж, если кто одолеет змея.
Услышал младший брат, что никто не отозвался на кличь короля. И решил помочь.
«И вот стал он днём овец стеречь, а по ночам со зверьми ковать меч. Ковал до зари».
Опять таки, звери – это его помощники, которые помогали ему создать такой меч и наделить его свойствами лучшими, которыми сами обладали и могли пригодиться при сражении.
Настало утро, и возница повез старшую дочь короля на съедение. По пути встретился ему младший брат и тот пошел за ними.
Когда подошли к морю, возница отошел в сторону. А младший брат пошел на сражение с трёхголовым змеем. И его одолел, где сначала набросились звери-помощники, а затем уже и сам младший брат. Вырезал у змея все три языка и «ни словом не обмолвился, будто так и надо, пошёл к своему стаду».
Возница, присвоил себе заслуги и победу над змеем. А иначе обещал королевну убить, если правду скажет.
На другой день объявился змей с шестью головами. И та же самая история повторилась, только уже со средней королевной. Младший брат снова поборол змея, вырезал все шесть языков и в пастушью сумку упрятал их. Вернулся обратно к стаду.
На третий день объявился змей с девятью головами. И пришлось везти младшую королевну на съедение. Да и тем же лугом, где младший брат пас овец. И в третий раз пошел пастух за повозкой. Возница, как и в прошлые разы, отступил и защищать королевну не пошел. А пастух пошел. И победил девятиголового змея. Опять таки, не без помощи зверей.
Тут младшая королевна дала ему перстенёк.
«Поклонился ей младший брат, а потом в третий раз вырезал языки змеевы и кинул в пастушью сумку, и ни словом не обмолвился, будто так и надо, пошел к своему стаду».
В сказке говорится, что при борьбе с нечестью после нужно уходить, не говоря, до самого своего места обитания. Некое ритуальное правило оговорено.
Возница присвоил себе все заслуги. Да запугал младшую королевну, чтобы не говорила правды. А иначе её убьет.
И воротившись в царство, царь был очень рад и сдержал свое слово, решил отдать младшую дочь за возницу замуж да пол королевства в придачу. Назначил через три дня свадьбу.
«А как же пастух? Да никак. Перекинул пастушью сумку через плечо и пробрался тайком во дворец. Увидела его королевна и говорит отцу:
— Пойду с тем к венцу, у кого мой перстенёк, кто меня у змея отбил».
Возница конечно перстень не предоставил. А пастух предоставил перстень. Но царь не поверил сначала. И тогда он предоставил змеевы языки («все 18 языков достал»).
«И повелел тогда король одеть пастуху золотое платье и обвенчать с младшей дочерью. А возницу, хитреца, прогнать со двора!»
Стал младший брат жить весело и богато. Но как-то вспомнил про брата. «Подошел к дубу, смотрит – а братин нож совсем не хорош, заржавел по самую рукоятку: видно брату не сладко».
Позвал малдший брат своих зверей и отправился в поиски брата своего. Набрёл он на замок, где красавица сидела одна. Спросил куда все люди подевались, а та ответила, что ушли ловить «белого оленя – крутые рога, да оборотились камнями, серыми валунами».
«Вышел младший брат во двор и видит: бежит белый олень – крутые рога. Кинулся младший брат за оленем со всеми своими зверьми. Да не тут то было: олень как свозь землю провалился, только зыбкий туман задымился».
А на лесной опушке сидит у пня и огня старушка. Брат и спрашивает у старушки за каменные серые валуны, что кругом видны. Ну а та, мол, дай зверей твоих погладить, а потом скажу.
Но на эту уловку брат не повёлся, и пригрозил ей мечом острым своим.
Ну старушке пришлось сознаться. И тогда брат спросил, как их можно оживить.
«Видишь костёр? Возьми из него золы и посыпь валуны».
Он так и сделал. И валуны оборотились обратно в людей да зверей. И звери сразу накинулись на старуху и разорвали ведьму.
Зола в данном случае послужила как возрождение людей, очищение и освобождение от колдовства. Ведь зола есть продукт остаточный после работы Огня. А Огонь разрушает, очищает, сжигает колдовство. Зола может быть концентрированно напитана самим действием Огня, к тому же по мима Огня в ней есть и древесины остатки. Кстати, ранее золой целили людей.
Старшему брат выдали дочь короля сего замка, которая тоже была заколдована и не могла выйти с замка.
А младший брат вернулся к своей жене.
«А как же олень? Слушай кому не лень. В тот же час, как ведьма дух испустила, белый олень споткнулся об пень и спала с него, как лёгкий туман, недобрая сила, и стало ему легко по лесам бегать, никому зла не делать.»
В итоге понимаем, что и олень был околдован и нёс несчастья людям, кто пытался за ним охотиться.
Опять же, олень был как указателем, вестником, от куда идут беды. Но люди сразу не поняли этого.