Анализ сказки А. П. «Черная курица или подземные жители»

Анализ сказки Антония Погорельского
«Черная курица или подземные жители»

Автор анализа — Дорошина Евгения

В начале повествования автор погружает читателя в атмосферу Санкт-Петербурга того времени, подчеркивая, что город был в те времена не так прекрасен как нынче. Город был серый, и царила в нем скучная атмосфера.

Главный герой мальчик Алеша, воспитанник пансионата, что находился на Васильевском острое. Алешу привезли в пансионат родители и больше он их не видел и не получал от них никакой весточки.

«Алеша был мальчик умненький, миленькой, учился хорошо, и все его любили и ласкали». Другие ребята на выходные и праздники отправлялись домой, а Алеша оставался совсем один в пансионате и «горько чувствовал свое одиночество». Одинока и скучна была бы его жизнь, если бы не волшебное событие, произошедшее с ним в один из дней. Так и в нашей с вами жизни, если бы не было магии и волшебства, серой и скучной была бы наша жизнь!

Но вернемся к событиям сказки. Утешением Алеше служило чтение книг в библиотеке. Единственными же друзьями Алеши в пансионате в дни, когда остальных ребят забирали по домам, становятся курочки на заднем дворе. «Алеша всех знал по именам, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что не давал им крошки со стола». «Больше всего любил он одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить…была нрава тихого».

Почему же куры, а не кролики, например, или кошки, собаки или мыши? Тут мне хотелось бы вспомнить о том, что символизирует куриное яйцо. Яйцо – символ зарождения, начала жизни, символ Рода. Помните этот вечный спор, что появилось раньше яйцо или курица? Курица, на мой взгляд, здесь символизирует собой некие изначальные Силы,  источник знаний, начало жизни. Поэтому именно курица поведала Алеше о том, что помимо видимого всем человеческого мира (а мы помним, как автор его описывает: скучного, серого, унылого), существует скрытый, волшебный подземный мир.

Также хотелось бы обратить внимание на цвет курицы, она черная (имя Чернушка). А как мы уже знаем, изначально была Тьма, темная материя, которая вбирала в себя всё. Из Тьмы родился Свет, и взяли свое начало остальные структуры. Неспроста и в сказке автор изображает не белую, рыжую или рябую, а именно черную курицу, как символ некоего изначального источника знаний, мудрости, скрытых тайн, которые стали известны человеку (Чернушка рассказывает Алеше о скрытом волшебном подземном мире).

В сказке Алеша, которому  10 -12 лет символизирует человечество в целом. То есть по меркам вселенной по своему уровню духовного развития человечество находится еще где-то на уровне вот такого ребенка, который, вроде, умненький, хорошенький, подающий надежды, имеющий неплохой потенциал вырасти в высокоразвитого, великодушного человека.  Однако как и из любого ребенка вырасти может не то, что ожидалось.  Не умеет еще человечество нести ответственность за свои поступки, не может сопротивляться соблазнам и порокам, эгоистично и тщеславно,  самолюбиво и очень лениво. Легко может пойти не по тому пути,  также как  мальчик Алеша в этой сказке. В ней очень хорошо показана трансформация Алеши из «подающего надежды умного, доброго мальчика» в эгоистичного, ленивого, тщеславного, непослушного мальчишку, который только всем досаждает. А почему он становится таким? Потому что он получил от короля жителей подземного города (скажем, от неких Высших Сил)  в подарок конопляное зернышко (зерно знаний), к которому оказался не готов! Но обо всем по порядку.

Итак, прежде Алеша спасает свою любимую курицу Чернушку от кухарки, которая хотела ее зарубить и сварить суп для важного гостя (директора пансиона). Такого важного, судя по масштабам приготовлений, что Алеша представлял себе как минимум благородного рыцаря верхом на коне в золотых доспехах, а приехал лысенький, маленький мужичок. Это также демонстрирует, что  людей часто ценят не за поступки и доблесть, а за высокое социальное положение. Лебезят перед теми, кто выше.

В благодарность за свое спасение Чернушка решает поведать Алеше о тайном удивительном подземном мире, где живут маленькие человечки. Она ведёт Алешу в свой мир, предупредив, что нужно быть предельно осторожным (не спугнуть попугая и кошку, не разбудить старушек и не трогать ничего по дороге). Но в первый раз Алеша, увидев серую кошку, «проходя мимо нее не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки…». Поднимается жуткий шум, а Чернушке приходится сражаться с рыцарями охраняющими вход в подземелье, войти в которое в ту ночь им так и не удалось.  Казалось бы такое безобидное незначительное действие со стороны Алеши вызывает такую массу проблем. Люди часто поддаются своим прихотям, не думая о последствиях, нарушают правила и рискуют не только своей жизнью, но и жизнями других  людей.

В следующую ночь Чернушка настоятельно просит Алешу быть терпеливым и не навлечь на них опять беду. В этот раз они благополучно попадают в подземный мир, минуя диковинные комнаты полные соблазнов. Алеша видит, что его любимая Чернушка вовсе не курица, а маленький человечек, главный министр в подземном царстве. Алеша любуется и удивляется всему в этом мире. Там дорожки и мостовые выложены бриллиантами, яхонтами, сапфирами и прочими драгоценными камнями. Блюда и посуда на столе из золота и серебра. Это все указывает нам на богатства недр нашей земли. Подземный народ спокойно и бережно относится к этой роскоши и бережет недра земли от вторжения людей.  Хотя, как мы знаем из жизни, люди уже давно вторглись в недра земли и роют и грабят ее по сей день.

Алеша с удивлением рассматривает разноцветные деревья в подземелье: лиловые, красные, синие, которые, как оказалось, вовсе не деревья, а огромные мхи, доставленные «из самой глубины земного шара». Тут  мы видим, что в центре земли также кипит жизнь во всем ее видовом разнообразии и существует высокоразвитая цивилизация.

Чернушка предупреждает Алешу, что никто среди людей не должен узнать об этом мире, что он должен свято хранить эту тайну, чтобы не навлечь несчастья на подземный народ и не обречь их на скитания.  Ранее, как говорит Чернушка, его народ чаще показывался людям, даже торговал с ними, но потом люди сделались злее и жаднее, потому маленькому народу пришлось уйти в подземелье.  Алеша клятвенно заверяет Чернушку, что подземному народу не о чем беспокоиться.

Чтобы отблагодарить Алешу за спасение своего главного министра, коим оказалась Чернушка, король подземных жителей предлагает Алеше загадать любое желание, которое тут же будет исполнено.  Мальчик выбирает всегда знать урок, что бы не было задано.  Король удивлен такому желанию, так как  не ожидал, что Алеша такой ленивый.  А ведь действительно, лень – это один из самых наших главных пороков. Люди всегда рады получить что-то просто так (нахаляву), не прилагая никаких усилий.

Король исполнил желание, как и было обещано. Алеше принесли конопляное семечко, которое король велел  мальчику всегда держать  при себе и тогда, чтобы у него не спросили на уроке, он всегда будет знать ответ. Как видим, некие Высшие Силы в лице короля подземных жителей дают человечеству (мальчику Алеше) зерно знаний (конопляное семечко), которое хранит невероятные глобальные знания о жизни, о развитии и о смерти. В руки Алеши попадает удивительный дар. Не каждому открываются глубинные знания, большинство людей просто не готовы их принять. Только единицы, выделяющиеся из основной массы людей, которые чище и добрее, удостаиваются такой чести.  Но даже эти единицы (в сказке это мальчик Алеша), получающие ценный дар от мироздания, могут растратить его попусту и не оправдать доверие Высших Сил (мы увидим это дальше по сюжету сказки).

Алеша возвращается с подарком в мир людей. На уроках он блистает знаниями, им восхищаются  учителя, его ставят в пример другим детям. Поначалу Алеша не чувствует радости и удовлетворения от исполнившегося желания. Он испытывает лишь стыд, потому что понимает, что не заслужил эти похвалы. Но потом он привыкает к такому привилегированному положению и воспринимает все как должное! Слух о талантливом умном мальчике разнесся аж по всему Петербургу. На него приезжают посмотреть. Такой успех вскружил Алеше голову. О Чернушке же он даже не вспоминал. Вскоре Алеша совсем обленился и обнаглел. Теперь у него появилось много свободного времени, ведь уроки учить ему не было нужды.  На что же тратил он свое свободное время? На саморазвитие и познание мира? Конечно, нет!  Он тратил это время на шалости и гадости. Стал досаждать учителям и товарищам.

О чем это говорит? О том, что человек, если ему не надо трудиться, чтобы получить какой-то результат, становится ленивым, тупым, высокомерным,  а часто даже злым и агрессивным. Чем меньше требуется человечеству усилий для получения тех или иных благ (благодаря техническому прогрессу), тем жаднее становятся люди, превратившись в общество потребления. Тратим свое время не на развитие и рост, а на то, чтобы вредить Земле Матери, ее обитателям и друг другу! Берем у Земли ее богатства, пользуемся как само собой разумеющееся. Сами же не даем ничего Земле, не восстанавливаем, не пополняем, не очищаем.

А Как бы вы  тратили свое время, будь оно не занято работой или учебой? Наверняка каждый думает, что распорядился бы этим временем  с пользой для себя, а на деле…ну не знаю…ответьте сами себе честно на этот вопрос.

Вернемся же к нашей сказке. Все же иногда голос совести прорывался в Алеше.

«Он сделался гордый и непослушный. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!»

Однажды Алеша потерял конопляное семечко и, когда пришло время отвечать урок, он сильно испугался, впал в отчаяние и расплакался. Он оказался в ситуации сильнейшего позора. Это был ему жизненный урок, сигнал, знак, что он идет не по тому пути.  Ночью же к нему пришла Чернушка и принесла обратно конопляное семечко (снова  Высшие Силы пришли на помощь и великодушно дали еще один шанс). Чернушка со слезами  упрашивала Алешу исправиться и снова стать добрым трудолюбивым мальчиком, который ее спас когда-то. Также напомнила, что он должен свято хранить тайну о жителях подземного города, чтобы не добавить ко всем своим нынешним порокам еще предательство и неблагодарность! «К теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!» — говорит Чернушка.

Конечно, Алеша  с воодушевлением обещал исправиться и заняться собой с того же дня. Чернушка же спокойно выслушала его и  предостерегла, что не так просто избавиться от пороков, которые уже укоренились в тебе и взяли над тобой верх.  Пороки входят в нашу жизнь через дверь (буквально вваливаются толпой), а выходят через щелочку. Избавиться от этих пороков, очиститься и стать лучше невероятно сложно. «Если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою». Буквально по чуть – чуть, постепенно придется их выдавливать из себя. Однако Алеша не воспринял всерьез эти предостережения. «Это не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться!- мыслил он. Стоит только захотеть, и все опять меня любить будут». Так люди часто недооценивают серьезность ситуации или, наоборот, переоценивают свои способности.

Обретя снова свой дар (конопляное семечко), Алеша блестяще ответил урок в классе, но вопреки, его ожиданиям, это вызвало обратный эффект. Учитель пришел в негодование, счел за оскорбление то, что накануне Алеша отказался отвечать урок, демонстрируя свое упрямство.  «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, — сказал он Алеше,– тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли!». Получая от Высших Сил какой-то дар или, как сейчас принято говорить «бонус», нужно воспользоваться этим шансом во благо, для созидания, а не для дурости и разрушений.

Впервые за все время в пансионате Алешу велено высечь розгами. Сильнейший удар по самолюбию и невероятный стыд! Чтобы оправдаться и избежать наказания, Алеша рассказывает всем о Чернушке, о жителях подземелья и о короле, что дал ему конопляное семечко.  Ну что ж, вот и предательство ради спасения собственной шкуры, даже не жизни, а просто самолюбия! Наказания Алеше избежать не удалось, его таки высекли розгами.

Ночью к нему пришла Чернушка. Алеша плакал и молил о прощении, не смел смотреть в глаза. А что же Чернушка? Чернушка не упрекает, не осуждает и не злится на Алешу, она печальна и спокойна. Говорит, что пришла попрощаться навсегда, теперь только Алеша замечает, что руки министра (Чернушки) закованы в цепи, которые он теперь по жизни обречен носить.  Чернушка проявляет понимание, искренне сочувствует Алеше и жалеет его. «Я тебя прощаю…и все тебя люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки!» «Но не плачь Алеша! Твои слезы помочь мне не могут». Чернушка видит, какое Алеша еще глупое дитя. Сам себя привел к такому плачевному состоянию. Это ли не истинные мудрость и великодушие божественных Сил, проявленных в сказке в образе Чернушки.

Силы  достаточно были великодушны и снисходительны к человечеству, как к неразумному слабому дитя, но пришло время, когда  нам пора повзрослеть и стать достойными.  Хватит уже быть Алешами, хватит плакать, молиться, каяться и просить прощения! Может, лучше просто не делать гадостей и не вредить Земле?  Пора быть осознанными и ответственными. Мы можем и должны стать лучше, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы!

06.07.19

 

Вам может понравиться

«Сказка о попе и его работнике Балде»

Разбор сказки А.С. Пушкина «О попе и его работнике Балде»

Разбор Арабской сказки «Благодарная рыба»

Разбор Арабской сказки «Благодарная рыба»

«Крылатый, мохнатый, да масленый»

Разбор сказки «Утро, Полдень и Вечор»

2 thoughts on “Анализ сказки А. П. «Черная курица или подземные жители»”

  1. Одна из самых любимых мною сказок. Раскрыта полностью и воодушевляюще! Спасибо Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *