Анализ сказаний из Нартского эпоса осетин. Сказания о нартах. Уархаг и его сыновья. Рождение Асхара и Асхартага.

Эпос – это не просто разрозненные легенды и сказания, это набор повествований, складывающийся в целостную картину представлений и жизни народа. А нарты – это такое название для целого народа, который состоит исключительно из героев-богатырей и соответствующих им героинь. Итак, я начала погружаться в представления о мироустройстве, которые были у одного из многочисленных народов нашей Земли – у осетин.

Очень хочу поделиться со всеми настоящим сокровищем – сказанием «Рождение Асхара и Асхартага». Начало эпоса происходит именно из этого небольшого отрывка. К старости у нарта Уархага и его жены Сайнагон родились два сына-близнеца — нет какого-либо упоминания о том, откуда появились сами родители. В тексте явно указано, что детки появились у пары «к старости». Но что есть старость в понимании авторов эпоса? Я предполагаю, что здесь подразумевалась не столько старость, сколько мудрость. То есть супружеская пара обзавелась потомством ко времени своей мудрости, когда муж и жена созрели для деторождения и духовно, и физически. Потому что старость женская и мужская, как мы понимаем её в современном мире, уж точно никого на свет произвести не может.

Первый сын родился в час, когда утренняя звезда Бонварнон еще не взошла, но уже поют первые петухи. А второй – когда поют вторые петухи. И сразу же после этого в сердца Уархага и Сайнагон заглянули лучи утреннего солнца. Здесь можно сделать вывод о том, что первый сын – это аллегория с тьмой, а второй – со светом. Но дети являются близнецами, что намекает на то, что свет и тьма неделимы, и обоим явлениям мать и отец (прообразы мужчины и женчины) рады одинаково.

Далее в сказании описывается пир, устроенный счастливыми родителями, и гости, присутствовавшие на пиру: небесный кузнец Курдалагон, повелитель морской бездны Донбеттыр, и «обычный» нарт – тесть Сайнаг-алдар. Подчеркивается, что пир был богатый, были там и почтенные гости во главе с Бора и Алыбегом. Я думаю, что этот эпизод – это явная аллегория на Силы, которые задействованы при рождении любого человека: Ветер – это небесный кузнец, Вода – это повелитель морской бездны, сам Прародитель – тот самый тесть, ну и представители сил земных и материальных – те самые богатые почтенные гости. Таким образом, дается представление о том, что происходит в первые же секунды жизни и становления человека на Земле не только в физическом, но и в духовном плане. Далее явно описан обряд имянаречения: “Курдалагон полюбил сыновей Уархага и дал им имена. Старшего назвал он Ахсар, младшего — Ахсартаг. А почему названы они были Ахсар и Ахсартаг? Про отважного говорят — ахсар. Таким был первый брат. И так его назвали. Но еще отважнее был второй брат, и назвали его Ахсартаг, что значит «отважнейший»”. Имена малышам дал именно небесный кузнец, а не отец с матерью, да еще этот кузнец изначально знал, что дети вырастут отважными. По моему мнению, здесь зашифрована информация о том, что приходящие в этот мир души, уже несут в себе информацию о своих качествах, и тонкий мир в лице кузнеца Курдалагона это знает всегда!


В сказании так же описан подарок, который близнецы получили к своему рождению – это чудесная волшебная свирель из самой прочной стали, которая умеет петь сама собой. И свирель эта весело запела песню:

Возьми чашу ронга!
Подыми чашу ронга!
И выпей ее
На здоровье!

Лично для меня этот подарок и песня глубоко символичны – никогда не сломать ту флейту, что напевает человеку о том, что пришёл он в этот мир для радости и здоровья! Чаша ронга – это тоже волшебный церемониальный предмет у осетин, который «умеет» определять достоинства и недостатки людей. Я думаю, что многие не отказались бы от такой волшебной чаши и сейчас!
Пир в честь рождения Асхара и Асхартага продлился 7 дней и 7 ночей. У многих народов мира создание чего-то большого и важного длится именно 7 дней.

То есть сам факт рождения – это настолько важное событие, что его свершение и закрепление в этом мире происходит как нечто грандиозно-божественное – целых 7 дней! А кончился пир – и гости разошлись по домам: Курдалагон умчался на гребне огненной бури, Донбеттыр обернулся огненной рыбой, Сайнаг ушел пешком в свою крепость. А нарты… отправились в опасный путь, на протяжении которого Асхар и Асхартаг росли не по дням, а по часам. И даже в конце сказания – глубокий символизм! Представители стихий (удивительно, но и у Воды, и у Ветра тесная связь с Огнем) – отправились в свои царства. Прародитель ушел, именно ушел (как уходят в мир иной) в свою крепость, а нарты – то есть обычные люди, хоть и богатыри, получив всю возможную поддержку, продолжили свой жизненный путь.

Отдельно хотела бы привести анализ имен персонажей сказания (то, что удалось найти):
Уархаг — это старое осетинское слово, означавшее «волк». Здесь может быть зашифрована информация о том, что волк – это тотемное животное всего народа.

Донбеттыр – буквально «водный Петр», но если пойти дальше, то Петр – это «камень». Следовательно, имя Донбеттыр – это соединение воды и камня, что очень подходит для олицетворения Воды в данном сказании.

Сайнаг-Алдар – это не имя, а титул, буквально «Хозяин Черной Горы». В моем понимании – это хозяин начала Рода, если он упомянут как тесть.

Вам может понравиться

Ирландские Сказания. Часть 2

«Рапунцель» Оригинал Братьев Гримм 1812 год

Английская сказка «Ученик чародея»

Федорино горе

3 Комментария “Анализ сказаний из Нартского эпоса осетин. Сказания о нартах. Уархаг и его сыновья. Рождение Асхара и Асхартага.”

  1. Благодарю Вас за интереснейший анализ этой сказки. В детстве мне подарили две старые книги: » Осетинские народные сказки» и » Татарские сказки». Читала их запоем и до сих пор осталось какое-то странное чувство то ли сказки, то ли были. Там были и три царства: Золотое, Серебряное и Медное; и погружение в другой мир в глубинах Земли; и орел, выносящий батыра на белый свет. Очень бы хотелось поглубже погрузиться и детально разобрать какую- нибудь из тех сказок.

  2. Очень интересно познавать видение мира разных стран! Спасибо большое за этот эпос. Мне сразу захотелось прочитать продолжение – какие приключения, испытания будут происходить с братьями!
    Цифры три, семь, волшебные вещи-помощники – встречаются в сказках разных стран с различными сюжетами, все-таки было когда-то единое знание на Земле. Возможно, люди говорили на разных языках и было условное деление территорий, но знание, ведание было дано всем. «Расти не по дням, а по часам» — вполне возможно, жил и такой народ богатырей на Земле – и фраза имеет буквальный смысл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *