Анализ сказа Бажова П.П. «Каменный цветок»

Ведовской Анализ — Елены-Сентябрины
Ознакомиться со сказом Бажова «Каменный Цветок»

Продолжаем изучать глубинно сказы Бажова с ее главным действующим Лицом — Хозяйки Медной Горы. Начинается сказ с трудной жизни сиротки Данилы, на чью долю выпало немало испытаний. Но как это нередко бывает, Сильные Духом люди и в последствии добившиеся большего, чем те, кто родился и рос в тепличных условиях, добиваются всегда больших высот. К тому же на лицо явно сирота он не простая, не из неблагополучной семьи точно, хоть и не знал своих родителей, иначе бы у мальца не было бы интереса к созданию красоты и изящным искусствам. Он созерцал окружающий мир, в отличие всех равнодушных, кому поесть да поспать интересно.

И Данилу ведут Силы, не удержали его на обучении в слугах, не по нраву ему стелиться и ублажать кого-то. Это говорит о том, что душа мудрая у него и он знает себе цену. При побоях не дал себя сломить, голосу не подал, не был избалованной неженкой, характер крепкий. И после инцидента с убеганием коров( не расположен человек быть пастухом деревенским, что тут, гены значит, потому и не получается найти «себя» в том, чем занимался весь остальной люд). После побоев от господского палача Данилушка попадает к знахарке-старушке, та его, кроме того, что исцелила и на ноги поставила, обучила травам, у него интерес и к этому возник, какая и для чего. И тут речь заходит о Каменном цветке, когда Данила поинтересовался, есть ли такие цветки, которых старушка-травница не знала, знала она все растения вокруг. И мельком упоминает о тех, что люди если и видывали, то загадочно исчезали или становились такими, что за сумасшедших принимали.

После оздоровления у этой старушки его посылают на обучение к Прокопьичу, куда вся ребятня боялась попасть, ведь он всех за уши таскал и никого не брал на обучение каменному делу. Ему все не те, все бестолочи, а Данилушка по душе пришелся. Тоже показательно, как стоящие люди находят верную дорогу, ибо ведут из Изначально Силы, несмотря на низкое происхождение.

И зажил хорошо у Прокопьича Данила, да мастерству уж больно быстро выучился, да и обогнал по Времени работы и качеству. А ведь камень малахит, как даже в сказе говорится, камень не дается просто так в руки, ничего не стоит «узора попортить».

Растет мастерство Данилы и уже по готовым эскизам, что ему присылают, скучно становится работать, он приступает творить и для себя. В это Время он начинает слышать голос Хозяйки, он ему говорит, где камень подходящий поискать и снова про заколдованное место «Змеиная Горка», зазывает в общем, да не просто так. Не зовет Хозяйка абы кого. Тут Данилушке не помеха даже, что он невесте Кате обещался. Для меня показательно в творчестве Данилы, что он как настоящий художник — у него цель не сделать лишь бы сделать вещь, а «раскрыть полную Силу камня».

Кроме расположенности к ясновидению, и любви к травам, которому он обучился у знахарки, он еще и прекрасно чувствует и понимает минералы и камни. Это значит, что у него уже очень сильная взаимосвязь с Землей. А на это притягиваются Высшие Силы, покровительствующие этому. Вот и Медной Горы Хозяйка обратила свой Мудрый Взор на него. Попадает как-то он в ее поле и тут Бажов очень точно описывает состояние ясновидениея: «»Может, мне это кажется, а на деле никого нет». Сидит — молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит.»

Это так называемое периферийное зрение. Как ведающие обычно видят, не в упор, как многие думают — это же не физический мир в полном понимании этого слова, вот прям так, вроде смотришь под одним углом — нет там никого, а смотришь в другой угол и боковым зрением видишь того, кто к тебе пришел.

Просит Данила показать ее каменные сады, да Хозяйка предупреждает, что после этого забыть Каменный Цветок, то ради чего и пришел он, послушав местные «байки», говорит, вернешься все равно, позабыв и невесту и своего Прокопиьича старика. Любая Сила всегда предупреждает о последствиях. Правила озвучены, дальше решение самого человека.

Поглядел он на дивный сад и тут Хозяйка его возвращает в реальность. И как это было с предыдущими «посетителями», возвращаясь человек вроде как и веселый, да потом его веселье на нет сходит. Обычная житейская суета более людей, видавших саму Хозяйку, более не интересует. Разбил свою неудавшуюся чашу и посреди ночи после «вечеринки» предсвадебной пропал. Сила та Хозяйки манящая, никакая помолвка и обещанная дивица не смогла удержать, ни жалость к тому, кто его обогрел и выкормил, коли Сила та сама заинтересована.

Сказывали, что сгинул али в горные мастера подался. Но свою невесту он, конечно, не насовсем бросил, о том в следующем сказе.

Как было после, продолжение в следующем сказе и разбор по нему будет.
Сказы Бажова надо воспринимать и целиком, и каждый сказ заслуживает отдельного пристального внимания. Такое написать мог только человек, знающий лично Ту, о Которой писал.

Вам может понравиться

Ирландские Сказания. Часть 2

«Рапунцель» Оригинал Братьев Гримм 1812 год

Английская сказка «Ученик чародея»

Федорино горе

2 Комментария “Анализ сказа Бажова П.П. «Каменный цветок»”

  1. Елена, спасибо большое за разбор данного сказа! Меня так увлекло… полную версию сказа не читала, довольно интересно даже по Вашему краткому изложению. Я здесь увидела описание постепенного личностного роста. Конечно, Душа у Данилы была явно не одноядерная, иначе бы не тянулась постоянно к лучшему и большему, не чувствовала бы красоту и гармонию, и в конечном итоге не дошел бы до уровня общения с Хозяйкой Медной Горы. Поэтому и некомфортно ему было в слугах, и с людом. А тяжелые жизненные обстоятельства в начале жизни, предполагаю, это было испытание Высших Сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.