Анализ сказа Бажова П.П. «Каменный цветок»

Ведовской Анализ — Елены-Сентябрины
Ознакомиться со сказом Бажова «Каменный Цветок»

Продолжаем изучать глубинно сказы Бажова с ее главным действующим Лицом — Хозяйки Медной Горы. Начинается сказ с трудной жизни сиротки Данилы, на чью долю выпало немало испытаний. Но как это нередко бывает, Сильные Духом люди и в последствии добившиеся большего, чем те, кто родился и рос в тепличных условиях, добиваются всегда больших высот. К тому же на лицо явно сирота он не простая, не из неблагополучной семьи точно, хоть и не знал своих родителей, иначе бы у мальца не было бы интереса к созданию красоты и изящным искусствам. Он созерцал окружающий мир, в отличие всех равнодушных, кому поесть да поспать интересно.

И Данилу ведут Силы, не удержали его на обучении в слугах, не по нраву ему стелиться и ублажать кого-то. Это говорит о том, что душа мудрая у него и он знает себе цену. При побоях не дал себя сломить, голосу не подал, не был избалованной неженкой, характер крепкий. И после инцидента с убеганием коров( не расположен человек быть пастухом деревенским, что тут, гены значит, потому и не получается найти «себя» в том, чем занимался весь остальной люд). После побоев от господского палача Данилушка попадает к знахарке-старушке, та его, кроме того, что исцелила и на ноги поставила, обучила травам, у него интерес и к этому возник, какая и для чего. И тут речь заходит о Каменном цветке, когда Данила поинтересовался, есть ли такие цветки, которых старушка-травница не знала, знала она все растения вокруг. И мельком упоминает о тех, что люди если и видывали, то загадочно исчезали или становились такими, что за сумасшедших принимали.

После оздоровления у этой старушки его посылают на обучение к Прокопьичу, куда вся ребятня боялась попасть, ведь он всех за уши таскал и никого не брал на обучение каменному делу. Ему все не те, все бестолочи, а Данилушка по душе пришелся. Тоже показательно, как стоящие люди находят верную дорогу, ибо ведут из Изначально Силы, несмотря на низкое происхождение.

И зажил хорошо у Прокопьича Данила, да мастерству уж больно быстро выучился, да и обогнал по Времени работы и качеству. А ведь камень малахит, как даже в сказе говорится, камень не дается просто так в руки, ничего не стоит «узора попортить».

Растет мастерство Данилы и уже по готовым эскизам, что ему присылают, скучно становится работать, он приступает творить и для себя. В это Время он начинает слышать голос Хозяйки, он ему говорит, где камень подходящий поискать и снова про заколдованное место «Змеиная Горка», зазывает в общем, да не просто так. Не зовет Хозяйка абы кого. Тут Данилушке не помеха даже, что он невесте Кате обещался. Для меня показательно в творчестве Данилы, что он как настоящий художник — у него цель не сделать лишь бы сделать вещь, а «раскрыть полную Силу камня».

Кроме расположенности к ясновидению, и любви к травам, которому он обучился у знахарки, он еще и прекрасно чувствует и понимает минералы и камни. Это значит, что у него уже очень сильная взаимосвязь с Землей. А на это притягиваются Высшие Силы, покровительствующие этому. Вот и Медной Горы Хозяйка обратила свой Мудрый Взор на него. Попадает как-то он в ее поле и тут Бажов очень точно описывает состояние ясновидениея: «»Может, мне это кажется, а на деле никого нет». Сидит — молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит.»

Это так называемое периферийное зрение. Как ведающие обычно видят, не в упор, как многие думают — это же не физический мир в полном понимании этого слова, вот прям так, вроде смотришь под одним углом — нет там никого, а смотришь в другой угол и боковым зрением видишь того, кто к тебе пришел.

Просит Данила показать ее каменные сады, да Хозяйка предупреждает, что после этого забыть Каменный Цветок, то ради чего и пришел он, послушав местные «байки», говорит, вернешься все равно, позабыв и невесту и своего Прокопиьича старика. Любая Сила всегда предупреждает о последствиях. Правила озвучены, дальше решение самого человека.

Поглядел он на дивный сад и тут Хозяйка его возвращает в реальность. И как это было с предыдущими «посетителями», возвращаясь человек вроде как и веселый, да потом его веселье на нет сходит. Обычная житейская суета более людей, видавших саму Хозяйку, более не интересует. Разбил свою неудавшуюся чашу и посреди ночи после «вечеринки» предсвадебной пропал. Сила та Хозяйки манящая, никакая помолвка и обещанная дивица не смогла удержать, ни жалость к тому, кто его обогрел и выкормил, коли Сила та сама заинтересована.

Сказывали, что сгинул али в горные мастера подался. Но свою невесту он, конечно, не насовсем бросил, о том в следующем сказе.

Как было после, продолжение в следующем сказе и разбор по нему будет.
Сказы Бажова надо воспринимать и целиком, и каждый сказ заслуживает отдельного пристального внимания. Такое написать мог только человек, знающий лично Ту, о Которой писал.

Вам может понравиться

О сказках и людях

Анализ сказки «Богомольная Хроська»

Царевна лягушка

Разбор сказки «Царевна лягушка»

Разбор арабской сказки о Гене Благодарности — Аль-Багум

1 thought on “Анализ сказа Бажова П.П. «Каменный цветок»”

  1. Елена, спасибо большое за разбор данного сказа! Меня так увлекло… полную версию сказа не читала, довольно интересно даже по Вашему краткому изложению. Я здесь увидела описание постепенного личностного роста. Конечно, Душа у Данилы была явно не одноядерная, иначе бы не тянулась постоянно к лучшему и большему, не чувствовала бы красоту и гармонию, и в конечном итоге не дошел бы до уровня общения с Хозяйкой Медной Горы. Поэтому и некомфортно ему было в слугах, и с людом. А тяжелые жизненные обстоятельства в начале жизни, предполагаю, это было испытание Высших Сил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *