Анализ русской сказки «Змей Горыныч»

В русской культуре существует много сказаний о змее Горыныче. Все они немного по-разному повествуют о событиях с его участием. Также много написано было размышлений о смысле, хранящемся в этих народных сказаниях. Наиболее популярной является версия сказки, где Добрыня Никитич (русский богатырь) победил змея Горыныча, терроризировавшего славный город Киев.

Мне же на глаза попалась сказка, где борьбу со змеем ведут сразу три богатыря (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), а змей не разоряет города и села. Он просто похищает самых прекрасных, умных дев.

 «Давно это было. В те времена, когда люди своим трудом жили. Руками себе пропитание добывали. С утра до поздней ночи в работах свой досуг коротали…

На Русь-Матушку тогда со всех сторон враги ходить повадились»

Люди жили в согласии и в гармонии с природой, в уважении к месту, где жили и детей растили. Ласково землю свою называли «Русь-Матушка».

Из всех врагов же самая страшная напасть была «О трех головах огнедышащих, да со стрелой вострой на хвосте. И имя ей – Змей Горыныч, Гадина Подколодная.»

Попробуем проанализировать само это существо «Горыныч».  Есть версия, что прозвали его так по месту обитания в горах или, наоборот, в подгорных пещерах. В общем в труднодоступных местах, чтобы никто не мог до него добраться.

Я же соглашусь с теми, кто считает, что имя его произошло от «гореть», «гарь», т.е. горящий змей, извергающий огонь и дым.

Примечательно, что число голов у него всегда кратное «3». Число это считается сакральным. Вспомните Троица – символ веры православного христианина. Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух олицетворяют собой Единого Бога. Добавим, что существуют и три богословских добродетели – Вера, Надежда, Любовь. Индусы считают, что миром правит Тримурти – три Бога. Создатель – Брахма, Охранитель – Вишну и Разрушитель – Шива. Деление мира в славянских мифах на Явь, Правь, Навь. Мы делим время на прошлое, настоящее, будущее. Есть своя Великая Триада и у китайских мудрецов-даосов – небо, человек и земля. В магии многие ритуалы нужно выполнять три раза, также три раза произносить заклинания. Повсюду нас окружает это число «3», а уж сколько его в сказках: Три богатыря, Три медведя, Три девицы под окном, Три желания, Три сына, Три головы у Змея-Горыныча, Три стрелы у Ивана-царевича, Три пути на развилке…  А Аристотель писал: – «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец». Полностью согласна с Аристотелем и, думаю, в нашей сказке змей Горыныч олицетворяет собой абсолютное, полноценное (полный набор, так сказать) ЗЛО, которое всегда многолико.

 «Как повадился Змей девиц воровать – никакого спасения нету. Каждый год по весне облетает он деревни да села. Смотрит, и будто насквозь все видит. Не скрыть, не обмануть. Как есть, самых красивых молодых дев распознает, да с собой уносит. А что дальше, одному Богу ведомо

Нередко с образом змея Горыныча связывают набеги завоевателей кочевников, которые в бою использовали метательные орудия с огнем, а также уводили в плен юных красивых девушек в качестве рабынь/наложниц, а мужчин в качестве рабов. В сказках же змей часто похищенных людей держит в плену, взаперти, но не съедает. Можно было бы копнуть поглубже и вспомнить истории, в которых юных дев приносили некоему кровожадному божеству (дракону) в жертву. Или историю о том, что драконы брали юных дев себе в жены. Однако в нашей сказке змей Горыныч девиц распрекрасных держал во дворце в услужении, а не съедал и на женитьбу не претендовал. Скорее всего использовал он их как приманку для молодцев бравых, самых смелых и отважных, с которыми можно сразиться и победить лучших воинов царства Земного. Но не будем забегать вперед.

«…жил бедный человек, по имени Прохор. Жена его давно умерла, оставив ему на попечении трех дочерей – погодок. Все они были красавицы и умницы, каких мало.»

Вот их то и похитило чудище. Опять видим число «3» (три дочери). Мимо проходили «богатыри отважные – отрада земель русских: Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец». Тоже трое их было. Не трудно догадаться, что в противовес абсолютному злу (змею Горынычу) олицетворяют они (богатыри русские) добро. Борьба добра со злом получается.

Отправились богатыри искать гадину лютую. Обращались они к светилам небесным (спрашивали солнце и луну, где змея найти).

«Может брат мой меньшой, Млечный Путь поможет. Он и на этом, и на том свете делами ведает»

Солнечная система, в состав которой входит наша голубая планета, является составной частью галактики, получившей название «Млечный путь». Интересно, что в сказке говориться о млечном пути как о некоем явлении, которое имеет место быть и на этом, и на том свете. «Тот Свет» на Руси обычно называли мир мертвых, куда души уходят после смерти.

«Улетела ваша Гадина в далекие края, за высокие горы. Там, где река Смородина течет, а через нее Калинов мост перекинут. По эту сторону – наш мир, по ту – Сороковое Царство. Оттуда живым нет ходу.»

Получается змей Горыныч может спокойно проходить границу между мирами в обе стороны, чего не дозволено делать людям живым и мертвым.

Река Смородина — это река времени, граница, разделяющая миры. В мифологии многих народов именно река разделяет мир мертвых и живых (у египтян, например).

Название реки, однако, не имеет ничего общего с кустарником смородины. Это от древнерусского слова «смород». Оно употреблялось на Руси в XI-XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Отсюда «смердеть» — источать зловонный запах, дурно пахнуть. Река была огненной, кипела, шипела, дымилась (очень похоже на описание магмы). Иногда ее описывают как «черная» «смолянистая» (тут описание больше напоминает нефть). Другой атрибут реки — Калинов мост. Название также не имеет ничего общего со всем известным кустом калины. Каленый он был, раскалённый, горячий. Раскаляла его река Смородина до красна жаром своим, чтобы уж точно никто проскочить не мог границу между мирами.

Но в нашей сказке сакральное место (Смородина и Калинов мост) описываются немного по-другому.

«Вышли богатыри к Калиновому мосту. Небо тут, низко – низко свешивало до земли свои рваные края, так что, в некоторых местах до них можно было рукой достать.

 Видят богатыри – стоит на мосту огромный дворец с расписными оконцами, и кручеными лесенками. А вкруг дворца того, озеро чистое, будто зеркало. И ходят по нему лебеди – по одну сторону черные, по другую – белые»

Чистое озеро предстало перед богатырями, будто зеркало. Не что иное как портал, вход в другое измерение. Кто практикует магию, тот знает, что зеркало (а тут озеро вместо зеркала) используется для связи с миром мертвых.

Лебеди же олицетворяют собой силы нашего мира (белые лебеди) и силы «того света» (черные лебеди). Они плавают в одном озере (пространстве), но по разным сторонам. Единство и борьба противоположностей, инь и янь, баланс Сил.

Думают богатыри как попасть во дворец Горыныча.

«Нету здесь входа. И выхода нету. А только когда прилетает Змей, он в озеро ныряет, и оттуда уже во дворце оказывается»

Горыныч ныряет в озеро и проходит через портал. Так же богатыри сделали: «зашли с той сторонки, где белые лебеди плавали и пошли под воду». Дождались возвращения змея и начали с ним сражаться.

«Они ему головы рубят, а головы обратно отрастают. Отсекут одну – на ее месте две новых. Отсекут другую – три новых появятся».

Как видим, существует какой-то источник силы змея Горыныча, питающий его и многократно восполняющий потери, потому победить в открытом бою змея богатыри не могут.

«Вдруг, упал Добрыня Никитич. Лицом к воде припал и видит диво – на озере лебеди бьются, белые с черными. Черных уже тьма-тьмущая, а белых – только трое».

Догадался Добрыня Никитич, что события эти отражаются в другом измерении. Схватил он лук свой и стал стрелы в черных лебедей выпускать.

«Всех черных лебедей перебил. Обернулся – а у Горыныча только одна голова осталась. Да и ту Илья Муромец обрубить грозится»

Таким образом змея лишили поддержки и связи темными силами. Однако, когда победа уже в руках богатырей, змей взмолился о пощаде.

«Не стань его, кто ж и в самом деле проход в Сороковое Царство сторожить будет?»

Пощадили его богатыри, только на цепь посадили, чтоб по всей длине моста хватало. Мудро поступили, по совести. Тут ведь важно понимать, что баланс Сил должен сохраняться, порядок и гармония. Перекоса не должно быть в ту или иную сторону, даже в сторону добра.

Конечно, не обойдем вниманием пресловутое сороковое царство. Обратимся к нумерологии: с цифрой 40 связано множество вопросов относительно смерти и дальнейшей загробной жизни человека. В христианской религии, например, считается, что на сороковой день происходит окончательное прощание души со своим земным бременем и воссоединение со святым духом. Цифра 40 состоит из 4 – означающей покой и стабильность, 0 – конец и начало одновременно. 40 – это переход из относительного покоя нашего мира в абсолютный, а затем в Божественный. Сороковое царство – место перехода, трансформации душ.

«На том и сказка кончилась. А жизнь на Руси и по сей день продолжается, в довольстве, мире и благоденствии»

Есть на Земле Силы, поддерживающие баланс между добром и злом, хранящие порядок. Но во многом от людей зависит, какую сторону они будут поддерживать, что усиливать будут деяниями и мыслями своими -добро или зло. У зла в услужении много представителей рода человеческого, ведь падки люди на обещания славы, богатства и власти, а зло коварно и щедро на эти «подарки». Будьте сильны духом и чисты душой, чтобы злу никогда не размножиться и не поработить этот мир.

Вам может понравиться

О сказках и людях

Анализ сказки «Богомольная Хроська»

Царевна лягушка

Разбор сказки «Царевна лягушка»

Разбор арабской сказки о Гене Благодарности — Аль-Багум

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *