Анализ Мифа «Богиня Нюйва лепит из глины людей».

АНАЛИЗ МИФА «Богиня Нюйва лепит из глины людей».

Земля тогда уже отделилась от неба. Ввысь поднялись священные горы. К морям текли реки. Леса и степи были наполнены животными, а реки – рыбой. Над лугами парили птицы. Но мир еще не был завершен: не было людей.

В этом отрывке описывается временной отрезок, когда первозданного Хаоса уже нет, и творение нашего Мира произошло (земля отделилась от неба). Перед нами естественное течение жизни в Природе без участия в нем людей. Мир величественен и красив. Но, в то же время, указывается, что акт творения не завершен, так как в Мире отсутствовал человек. Это перекликается с мифологиями и религиозными воззрениями других народов мира о том, что человек был создан в последнюю очередь. Но в то же время, опираясь на эти мотивы, можно сказать, что человек – это лишь одна из разнообразных форм жизни на нашей Земле. Все формы жизни изначально – равноправны, а некоторые – намного древнее человека разумного. Современным людям следует помнить о том, что они не первые населили Землю, и им необходимо с уважением относиться к Природе и другим обитателям Земли-Матушки.

Однажды прародительница Нюйва – богиня с туловищем змеи, человеческим лицом и руками – подползла к пруду, набрала горсть желтой глины и, глядя на колеблющееся в воде изображение верхней части своего тела, вылепила небольшую фигурку, а потом вылепила ей ножки. Как только богиня закончила работу, фигурка ожила и весело запрыгала.

В этом отрывке мы встречаемся с мифологическим Божеством-Творцом женского пола. Имя этого божества состоит из двух иероглифов: 女 (нюй) – женщина и 娲 (ва) – в древнекитайских текстах обозначение пресмыкающегося, членистоногого или панцирного существа. Нюйва ассоциируется с образом Матери Сырой Земли, из которой все выходит, и в которую все возвращается. Подобные хтонические существа с антропо- и зооморфными чертами часто встречаются в мифологии других народов мира – греческой, славянской, шумерской и др. Во многих культурах существуют легенды о людях-змеях или нагах.

Примечательно, что богиня-прародительница выбирает желтую глину для создания людей желтой расы, населивших Китай. Нюйва, как божество-создатель, творчески подошла к своей работе. Она не просто создала человечков по своему образу и подобию. Она придумала человечкам ножки, а затем оживила их. Люди смогли ходить и бегать по Земле. Сотворение человека из глины – также распространенный мотив в мифах различных народов (библейский бог сотворил Адама из глины, бог Мардук с помощью бога Эа сделал из глины человека, греческий Прометей вылепил людей из глины, а богиня Афина вдохнула в них жизнь и т.п.)

Нюйва обрадовалась, что ей удалось создать человека. Продолжая свой труд, она вылепила еще несколько сотен человечков обоего пола. Нюйва понимала, что у нее не хватит ни сил, ни времени вылепить столько людей, чтобы населить ими всю землю. Тогда она сорвала свисавшую с обрыва лиану, опустила ее в топь пруда, и когда лиана покрылась глиной, стряхнула ее на землю. Падая, кусочки глины превращались в человечков.

Здесь мы видим, что для ускорения процесса создания людей Нюйва решила использовать совершенно иной способ творения, а именно – стряхнула мокрую глину с лианы на землю. Можно предположить, что человечки, созданные таким образом, были уже не столь «качественно» слеплены. Ведь они не вышли из рук самой богини, а упали на землю с обычной лианы. Это также может указывать на последующее неравенство – как социальное неравенство, так и неравенство в уровне развития людей (физическое, умственное, духовное), которое сохраняется и сейчас.

Но со временем люди умирали, а создавать их всякий раз заново было слишком утомительно. Поэтому Нюйва, соединив мужчин и женщин, заставила их самих продолжать свой род.

В заключительном фрагменте мифа уже явно просматривается мотив того, что божеству-создателю надоело «играть» со своими творениями (человечками). Она захотела отдохнуть или заняться чем-нибудь другим, а человечков решила предоставить самим себе. И опять проявила творческий подход к делу – придумала соединить мужчину и женщину для размножения человеческого рода. Что происходит по сей день. Поэтому Нюйва в некоторых районах древнего Китая почиталась еще и как покровительница брака и семейных отношений.

В заключение хочется сказать, что в таком небольшом, казалось бы, мифе переплелось так много важных для нас мотивов, которые во многом перекликаются с мотивами из мифов других народов мира. Мать Сыра Земля, богиня-демиург, которая даровала жизнь людям, помогла им стать на ноги, научила их жить и размножаться. Очень бы хотелось, чтобы люди и сегодня не забывали даров Земли-Матушки, уважали и почитали ее также как в древности.

Статуя Богини Нюйва при ее храме (провинция Хэбэй, КНР).

Примечание.
Миф (жирным шрифтом в тексте) взят из книги В.В. Ежова «Мифы древнего Китая», Москва, АСТ, 2004 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.