Анализ сказки «Богомольная Хроська»

Предлагаю вниманию читателей сайта украинскую народную сказку «Богомольная Хроська». Это не сказка – это анекдот! Лично я прочитала ее с улыбкой на лице, посмеялась, по-доброму, конечно. Очень уж контрастирует восприятие мира простых обычных жителей Земли с ведовским.

«Богомольная Хроська»

“Так вы из Киева? Ну, так расскажу я вам про киевские чудеса, которые видела тетка Хроська еще в старину стародавнюю. Жила в нашем селе страх какая богомольная Хроська. Было ей лет пятьдесят, а может, и больше.

Тетка Хроська — женчина «за пятьдесят», то есть уже в возрасте мудрости, и, судя по-всему, смекалистая — придумала легкий способ заработка в своей местности.

 

Вот перед жнивами собирается она, бывало, ко святым местам в Киев. Обойдет все село, ни одной хаты не пропустит. Только зайдет она к кому-нибудь в хату и начнет канючить: «Жертвуйте, жертвуйте, иду я ко святым местам на поклонение и за вас помолюсь». Глядь — тот даст пять рублей, другой и десятку, а то и двадцать. Обойдет все село, и наберется у нее в кармане каких-нибудь рублей шестьсот. Значит, можно и в Киев двигаться.

Жители села жертвуют, никто не отказывает, по-видимому, это «обычное дело», все привыкли и безропотно дают деньги не задавая «лишних» вопросов.

А доходила ли она до Киева, или не доходила, леший ее знает.

Вот, именно! Никому не приходило в голову – а действительно ли Хроська идет в Киев? Видимо, село расположено далеко от столицы. В сказке сохранилась фраза «леший ее знает» в значении «никто не знает», «никто не может проверить», обычному человеку ни о чем не говорит. Предполагаю, это выражение дошло до нашего Времени со Времен Веры, ведающих людей, когда люди изначально умели взаимодействовать и узнавать информацию через различных сущностей.

Может, до Красного маяка и добиралась (что на той вон стороне Днепра), правда тогда его не Красным звали, а был там просто монастырь. С мощами или без мощей, уж этого я вам не скажу, никогда богомольным я не был и в таких местах не бывал. Продолжалось Хроськино моление месяца полтора.

Представьте, какая сумма у нее набиралась – полтора месяца где-то жить-питаться, не бедствовала, да еще прикупала-таки подарки односельчанам.

А потом, увешанная торбами и кошелками, она возвращалась в село. Полна торба маленькими иконками разных святых, а в кошелке всё крестики — и серебряные и медные, разные там.

Как услышат в селе, что Хроська вернулась, все к ней (те, кто жертвовали), а она всех и наделяет:

— Вы сколько давали, пять? Так вот вам святая Варвара и крестик медненький. Наденьте и носите его себе на здоровье, а господу богу в угождение.

— Вы десять давали? Вот вам святой Пантелеймон и крестик маленький серебряный.

— А кто давал двадцать? Подходите сюда, вот вам большой крест серебряный и Николай-чудотворец. Поминала я всех ваших за упокой и за здравие тоже подавала.

Вот как четко без журнала и записей запоминала Хроська, кто сколько жертвовал! И подарки раздавала — по своей «справедливости».

Вот такими иконками да крестами задурит она, бывало, людям головы, а они рады, будто освятились.

В сказке четко сказано, что обманывала Хроська людей! «Будто освятились» – какой уж тут Свет. Мы-то уже понимаем, что к чему, — благодаря статьям Алены Полынь «Как стать святым» на сайте Вера, «Святая Вода» – на странице Веры в Facebook.

А сама Хроська рубликов шестьсот и подработает. И устраивает под сорокоуст гулянку.

То есть, подав сорокоуст, полагаю, за здравие, жители села устраивают праздник, в своем представлении этого слова. Опять-таки, мы уже понимаем, какие энергии «закидываются» через употребление алкоголя за столом. НеПРАвильно поступают люди, не по веданию используют энергию – сообща надо было бы провести ритуалы на блага. Хроська уходит в Киев «перед жнивами», то есть летом, возвращается через месяц-полтора, то есть это август-сентябрь, Время после сбора урожая — для осенних ритуалов.

Созовет всех своих жертвователей и начнет за чаркой разводить всякую брехню про Киев.

«Всякую брехню» – то есть говорить не то, что есть на самом деле.

— Ну, братия, выпьем еще, да расскажу я вам про Киев.

Они все рты пораскрывают, а она и начинает, подвыпивши:

И давай тетка Хроська выдумывать «на ходу», что в голову придет! Через призму своих мирских увлечений-развлечений.

— А уж святых-то этих в Киеве, боже ты мой! И танцуют… и такое вытворяют…

Ну-да, ну-да, в столице, куда ни глянь – все святые! Прям так вот по улицам ходят, а не в монастырях сидят. А люди верят! Никогда не выезжая за пределы своей местности, не зная и не представляя уклада жизни в столице и даже не зная о житии святых, то есть о религии, в которой находятся (где ж это видано, чтоб святые танцевали) наивно верят «чудесам», о которых рассказывает Хроська. Дальше еще интереснее.

А на самой высокой колокольне стоит плечистый святой, а рот у него, аж страшно глянуть. И так дышит он сильно, что как дохнет: «Дху, дху» — враз ветер во все стороны и подует. Оттого, православные, и ветер-то у нас бывает.

Нашелся-таки один «умный» — вопросы задает. Но Хроська «выкрутилась».

Вот один слушал-слушал и спрашивает:

— Ну, я, предположим, согласен, что ветер это он делает, а ежели тихо, то это он вовсе перестает, значит, дышать или как?

А Хроська будто не понимает:

— Да чего ему переставать? Напротив него, как ты вот напротив меня, стоит второй святой, такой рукастый, как сожмет кулаки, аж страшно… И ежели надо, чтоб стало тихо, то, когда тот плечистый хочет дохнуть, этот и всунет ему в рот два кулака. Вот и становится тихо.”

По моим ощущениям, тетка Хроська – это на самом деле образ церковнослужителя. Разговор за столом – очередные «байки», которые проповедуются во Время церковной службы. Как же легко одурачить простой люд, не способный мыслить, анализировать и слепо доверяющий религии, им можно «закидывать» любую «правду», поверят всему! Плюс алкоголь искажает восприятие мира. И как важно самостоятельно проверять все факты, о чем часто говорит и учит нас наша Духовная Мама Алена Полынь.

Жила тетка Хроська «в старину стародавнюю». Я задумалась, к какому Времени (веку) может относиться эта сказка? Да ведь она актуальна и сегодня! Сколько таких людей неведающих и слепо доверяющим религии! К сожалению

А что увидели в этой сказке Вы? Буду рада комментариям!

Всех благ!

Галина Г. (Interested)

 

Вам может понравиться

Ирландские Сказания. Часть 2

«Рапунцель» Оригинал Братьев Гримм 1812 год

Английская сказка «Ученик чародея»

Федорино горе

1 Комментарий “Анализ сказки «Богомольная Хроська»”

  1. Спасибо Вам большое за сказку и за разъяснения, мне очень понравилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *