Анализ персидской сказки «ЛИСА И ВОРОНА»

Анализ персидской сказки «ЛИСА И ВОРОНА»
Автор анализа — Дорошина Евгения

Ну что ж начнем с самого начала сказки. Она хоть и небольшая, но почти каждый эпизод пронизан глубоким смыслом.

«Было это или не было, но говорят, что в одном саду на апельсиновом дереве ворона свила себе гнездо. Она решила снести яйца, вывести птенцов, вырастить их и научить летать».

Хочется сразу обратить внимание на апельсиновое дерево (сказка то персидская) — это древний символ плодородия, и в таком значении долго ассоциировался с любовью и браком, стабильностью и благополучием. Кстати, вспоминая историю Адама и Евы в райском саду, надо сказать, что апельсины также называли «золотым яблоком», как символ плодов познания добра и зла, что были под запретом для первых людей. А как известно, религия против познания, увы! Но в нашей сказке говоря об апельсиновом дереве скорее речь идет о мирном быте и благоприятной обстановке для жизни и рождения потомства.

Теперь немного о главной героине вороне. Она тут тоже не случайная птица.  Мы иногда говорим «проворонить», то есть упустить что-то важное из виду, не успеть сделать что-то вовремя, не видеть очевидные вещи.  О человеке можем сказать «вот ворона», имея ввиду невнимательность,  рассеянность и неумение видеть важные детали. Такие люди часто что-то теряют, забывают, попадают в неприятные ситуации и не знают как действовать. Нередко становятся жертвами мошенников и воров.

«Ворона снесла пять или шесть яиц, двадцать один день согревала их теплом своего тела — и вот из яиц вылупились птенцы».

Здесь бросается в глаза 21 день. У древних пророков, жрецов, персов было 21 древнее писание. В сфере алхимии именно столько дней необходимо было для превращения неблагородных металлов в серебро. В системе арканов 21 также имеет особое значение. Число 21 в классической нумерологии называется «Короной магии».

Вот птенцы вылупились и ворона хлопотала с утра до вечера, выкармливая потомство. В этом же прекрасном саду жила «плутня-лиса». Образ лисы, надо сказать, очень многогранен и противоречив в литературе и культуре. В нашей же сказке лиса олицетворяет собой льстивость, вороватость, обман, лицемерие, коварство, эгоизм, себялюбие, жадность, злонамеренность, мстительность. Измышляла она, как добраться до птенцов и придумала:

«Наконец близ деревни, в пыли, нашла она старую рваную войлочную шапку. Она подняла шапку, а потом украла у садовника тупую пилу.»

Так прикинулась лиса садовником, который хочет спилить апельсиновое дерево, где расположилась ворона с птенцами.

«Ты неправильно поступила, что устроила гнездо и вывела птенцов на моем дереве. Вот я сейчас спилю его, чтобы ты знала, кто в этом саду хозяин!» — говорит она бедной вороне.

Вот так же и среди людей некоторые морочат голову другим (делают оморочку), пускают пыль в глаза о своей важности, чтобы воспользоваться доверчивостью и несообразительностью других людей.

Ворона, конечно, испугалась, заплакала, умоляла не трогать и не губить ее гнездо, дать немного времени, пока птенцы подрастут и улетят. Договорились, что ворона отдаст лисе одного из своих воронят, а лиса за это оставит ее в покое на некоторое время.

«С глазами, полными слез, ворона скрепя сердце сама сбросила лисе одного из своих птенцов. А мерзкая лиса съела вороненка и повеселела. Она обрадовалась и решила, что хитрость поможет ей заполучить всех птиц, свивших гнезда в этом саду.»

Жадность, ненасытность и уверенность в безнаказанности толкает таких людей на еще больший обман и подлость. Стоит только один раз проявить слабину (как ворона) и пойти на поводу у этих негодяев, они обнаглеют и уже точно не отстанут, пока не лишат всего свою жертву. Да вы и сами знаете множество случаев подлого мошенничества среди людей, которых не останавливают ни сострадание, ни совесть!

Вернемся же к сказке. К вороне прилетела в гости соседка галка и ворона рассказала ей о своей беде.

«Уж слишком ты доверчива, — сказала галка. — Садовник никогда не спилит зеленое тенистое дерево. Если он придет еще раз, покажи его мне, и я скажу тебе, в самом ли деле это садовник.»

Что же за птица такая галка? Вот уж кому не грозит полное истребление. Эти смышленые создания легко приживаются и в старых районах больших городов и в дикой местности. Практически всеядная птица, но не питается падалью. Казалось бы, символ непостоянства, непоседливый и вздорный характер. Однако многие народы приписывают ей такие положительные качества, как осторожность и независимость мышления. В некоторых источниках встречается даже трактовка этого символа как защитника от страхов.  Вот и в нашей сказке галка проявляет мудрость, сообразительность, желание помочь тому, кто оказался в беде.

Конечно, галка быстро выводит лису на чистую воду!

«Эх ты, простофиля! Какой же это садовник?! Тебя ввели в заблуждение войлочная шапка и пила. Ведь это гнусная обманщица лиса!»

Среди нас с вами есть тоже люди ведающие, которые мыслят глубже и зрят в корень. Они ведают истину и видят людей насквозь. Их не обмануть, не оморочить, ибо разум их не спит, а сердце и душа жаждут познания. Они есть Ведьмы да Ведуны. Такие люди могут и хотят помочь тем, кто слабее и менее сведущий в жизненных вопросах.

Галка научила ворону как противостоять лисе в следующий раз.

«Лиса почувствовала, что ворона переменилась. Вчера она жалобно просила, плакала и стонала, а сегодня заговорила совсем иначе. Догадалась лиса, что ворону кто-то вразумил.»

Значение слова «вразумить» — влиять на разум, то есть заставлять менять мысли, менять ошибочное мнение на верное, просветить, растолковать, направить на путь истинный, открыть глаза на ситуацию. Опять же, кто обладает такой возможностью? Люди Силы, Ведьмы да Ведуны могут вразумить люд простой. Но подлецы, что паразитируют на умах людей не сдаются, не хотят просто так отпускать своих жертв. Они объявляют врагами людей Силы и пытаются их изничтожить, не дать им помочь простым людям! Смотрим, что придумала лиса.

Для начала лиса дозналась, кто же надоумил ворону.

«Это сказала мне галка, — неосторожно ответила ворона.»

Выдала по глупости, как бы сейчас сказали: «без задней мысли», уж простите, за сленг. Что с несведущих людей можно взять? (риторический вопрос).

«Ну, — подумала про себя лиса, — я так отплачу галке, что об этом будут рассказывать в легендах!»

Помимо всех «достоинств» лисы тут мы еще видим тщеславие, желание прославиться, да войти в историю. Часто они идут рука об руку с подлостью, эгоизмом и жадностью. Люди такие хотят власти и величия, только прославиться хотят не делами доблестными, а своей жестокостью и извращенным казнями.

Вот что придумала лиса:

«И вот как-то лиса пошла на болото и вымазалась в грязи. Затем она подошла к дереву, на котором было гнездо галки, растянулась на земле и притворилась мертвой.»

Галка долго приглядывалась, да наблюдала, осторожничала, а потом все же решилась подлой лисе глаза выклевать. Почему хотела она лишить и без того якобы мертвую лису глаз? Мне думается, что тут магический ритуал закрытия зла. Чтобы наверняка лишить источник злобы силы и видения. Чтобы и после смерти не могло то зло людям вредить.

Но тут то коварная лисица и сцапала галку.

«Ты, конечно, можешь съесть меня, — сказала она лисе, — потому что это я учу уму-разуму здешних птиц. Но если бы мы были с тобой друзьями, я и тебя бы всему научила, так что за день ты могла бы добывать не одну, а двух птиц. Если мы с тобой заключим договор, я научу тебя, как можно легко поживиться.

«Эта галка очень мудрая, — подумала лиса.»

Оказавшись в таком затруднительном положении, где грубая физическая сила и превосходство на стороне врага, галка не растерялась и воспользовалась своей смекалкой, своей Силой разума. Усыпила бдительность лисы, сыграла на ее тщеславии.  Не всегда получается бороться с врагом открыто, «в лоб», как говориться. Ведь враг может быть силен (высоко во власти сидеть, иметь связи, деньги и влияние), однако если знать слабые места и действовать мудро, можно победить в такой, казалось бы, проигрышной позиции.

«если хочешь дружить со мной, то поклянись в этом сиянием солнца, светом луны и божеством леса. Лиса открыла рот, чтобы поклясться, а галка вмиг вылетела у нее изо рта и уселась на дерево.»

Посмотрите, какую клятву просит принести лесу галка! Светилам солнцу и луне и божеством леса. Без сомнения, светила были святы для многих народов и цивилизаций во все времена. Также многие знали о лесных божествах, хранящих порядок и закон в лесу, почитали и уважали их.

«На следующий день галка созвала всех птиц, чтобы сообща выгнать лису из их сада.»

Что тут скажешь…галка стала тем, кто объединил птиц для борьбы со злом, с вредителем, что жить не давал и жизни лишал. Человек Силы может сплотить людей, объединить и поднять их на борьбу со злом! Тогда даже сильного врага, будь то религия, политический строй, законы, которые долго властвовали и устанавливали свои хищнические порядки на Земле, можно победить.

Нам с вами повезло, мы живем в тот период, когда такой человек Силы пришел на Землю, именно в России. Мать Ведьм, что собрала нас, ВРАЗУМИЛА, да на борьбу сплотила! Пишу и биение сердца участилось, волнение охватило, ибо Алена Полынь и есть эта Сила! О ней я могу много и долго писать, но вам лучше все самим познать!

Сей сказки мораль да глубина теперь я, надеюсь, стала ясна.

 

 

Вам может понравиться

Ирландские Сказания. Часть 2

«Рапунцель» Оригинал Братьев Гримм 1812 год

Английская сказка «Ученик чародея»

Федорино горе

2 Комментария “Анализ персидской сказки «ЛИСА И ВОРОНА»”

  1. С середины XIX века обсуждается вопрос об устной миграции рассказов в Китай, страны Юго-Восточной Азии, Древнюю Грецию, о связи их с баснями Эзопа, животным эпосом, сказками о животных, о влиянии на складывание жанра новеллы. Следы (а с XVII века, когда появились переводы (с персидского или арабского) на новоевропейские языки, и прямые заимствования) сюжетов «Панчатантры» встречаются у многих классиков европейской литературы: Боккаччо, Чосера, Лафонтена, Гёте и др. Панчатантра Пер. с санскрита и прим. А. Я. Сыркина. — М: Академии наук СССР, 1958. — 376 с. — ( Литературные памятники ). — 12 000 экз.

Добавить комментарий для Edwardkak Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.