Культурологофилософский анализ сказки «Сивка-бурка»

Культурологофилософский анализ сказки Сивка-бурка.
Автор — Дубачева Е.Г.

Исследование культурного наследия и традиций народов мира на примере сказок, легенд и былин.

Часть 1. Сивка-бурка

Цель исследования: Поиск и выявление скрытых в скзаках, былинах и легендах, народных обычаев и традиций, магических ритуалов и заговоров.

Традиция почитания предков

«Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:

Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.

Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, он и говорит младшему брату:

Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.

Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:

Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит. Старший сын его спрашивает:

Видел отца?
Видел.
Ел он хлеб?
Ел. Досыта наелся.

Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится — он и говорит:

Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.
Ладно.

Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается и спрашивает:

Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?

Иван отвечает:

Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.

Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:

Отец ел хлеб?
Ел. Досыта наелся.

На третью ночь настала очередь идти Ивану, Он говорит братьям:

Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну. Братья ему отвечают:

Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.

Ну ладно.

Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:

Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?

Иван отвечает:

Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно. Отец наелся хлеба и говорит ему:
Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни:

«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.

Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:

Видел отца?
Видел.
Ел он хлеб?
Отец наелся досыта и больше не велел приходить.»

Исполнение последней воли умирающего
Правильный помин

В начале сказки происходит смерть старика, и он перед смертью наказывает трем своим сыновьям выполнить определенные действия: «Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба». Последняя воля умирающего – обязательна к выполнению, тем более что она же и отеческая воля. Перед смертью, Дух старика готовиться к переходу в иной мир, и выполнение последнего наказа является для старика важным показателем того, как он прожил свою жизнь, сумел ли достойно воспитать сыновей, чтят ли они свой Род и родителей, уважат ли они последнюю волю отца. Но из трех сыновей, только один проявил учтивость к последней воле батюшки. Хочу обратить внимание на тот факт, что умирающий просил приносить ему хлеб, не спиртное, не мясо, а именно хлеб. Это важных аспект в ушедшей культуре, наши предки уважали покойных и поминали молоком и хлебом, современные же люди забыли свои корни, на кладбище жарят шашлык и сами распивают алкоголь и покойнику наливают, тем самым портят весь свой Род на алкогольную зависимость и другие беды. Уважение к покойным, исполнение последней воли, правильное поминание, вот что необходимо усвоить из первой части сказки. Когда Дух отца-старика поднимался из могилы, его заботили вопросы: кто к нему пришел, все ли на Руси спокойно, не плачет ли его чадо. Сказание указывает нам на то, что первые три дня после смерти Дух умершего неспокоен, и именно правильный помин и исполнение последней воли, дало возможность Духу старика успокоиться, покинуть Землю и отправиться в иной мир к прародителям.

Согласно традициям, наши предки поминали усопших своего Рода по субботам. Ставили хлеб или пирог сладкий и кружку молока.

Вывод 1: исполнение последней воли усопшего, правильный помин, дает возможность Духу

(Душе) умершего успокоиться и отправиться в мир иной.

Дар Рода

В благодарность за выполнение последней воли, отец (в данном контексте даже точнее полагать Род старика) дает возможность непутевому бездельнику (сыну) преобразовать свою жизнь к лучшему. Приставляет к нему сущность-коня Сивку-бурку, которая должна по зову Ивана являться перед ним и выполнять, то что скажет. Стоит обратить особое внимание на заговорный речитатив зазыва сущи: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!». Надо отметить что по началу создается впечатление что данная сущь имеет свойства наделять человека оборотническими Силами, делать из Ивана-дурака «куда какого молодца», но в конце сказки становиться понятным, что это не так. Сивка-бурка наделяет Ивана чарами обольщения и всеобщей любви, признанием народа; он становиться мил всему люду, ведь не даром после поцелуя царевны весь люд кричит: «Держи, держи его!», народ находится в эйфории под воздействием чар.

Вывод 2: почитание своих предков обеспечивает потомков помощью Рода в устройстве жизни.

Вывод 3: призвав сущь Сивка-бурка, можно обзавестись всеобщей любовью и признанием.

Помощь Рода в устройстве судьбы

«В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор. Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу. Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:

Давай попытаем счастья.

Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:

Братья, возьмите меня с собой счастья попытать!
Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.

Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули — только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле. Вышел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:

Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:
Чего велишь?

Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, Горы- долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота. Царь вышел на крыльцо и говорит:

Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до окошка да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.

Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там — высоко, не достать! Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана. Он разогнал Сивку-бурку, гикнул, ахнул, скакнул —двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз —одного венца не достал. Еще завертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача — Как огонь, пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать. Тут весь народ закричал:

Держи, держи его!

А его и след простыл. Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает. Приезжают его братья, рассказывают, где были и что видели. Были хороши молодцы, а один лучше всех —с разлету на коне царевну в уста поцеловал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал. Иван сидит за трубой и говорит:

Да не я ли это был? Братья на него рассердились:
Дурак — дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, — избу огнем осветило. Братья испугались, закричали: — Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!»

Воля случая – не случайна, а закономерна.

В данном отрывке сказки мы видим, как Вселенная дает шанс Ивану выбиться «из грязи в князи». Создается вариант развития событий такой, что именно в данный период царская дочь Несравненная Красота (имя выбрано не случайно, оно подчеркивает противовес с Иваном- дураком, запечиной) ищет себе мужа достойного «наездника». И призвав дар Рода – сущь Сивку-бурку, Иван-дурак, преобразившись в добро молодца становиться как раз тем, кто выполнил поставленные царевной условия, и кого царевна запечатлела своей Родовой царственной печатью, тем самым обозначив что теперь он ее муж. Печать на лбу надо отметить была поставлена царевной после того как Иван поцеловал ее в сахарные уста. Здесь интересны два момента: первый – сахарные уста царевны, с точки зрения славянской ворожбы это привлечение мужа на свою сладкую женскую энергию, древний обычай, когда девицей читался заговор на сахар, чтобы быть сладкой мужчине и притягательной для него; второй – сам поцелуй, ведь Рот — это Род, соответственно в поцелуе соединяются Рода мужчины и женЧины.

Вывод 4: женЧины знали раньше как призвать нужного мужчину и как его удержать, а ворожба помогала им в этих делах.

«На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.

Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:

Возьмите меня с собой!
Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.

Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать. Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило.

Взглянула на него — он весь в саже, волосы дыбом. Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:

Чей ты? Откуда? Для чего лоб завязал?
Ушибся.

Царевна ему лоб развязала — вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:

Это моя печать! Вот где мой суженый! Царь подходит и говорит:
Какой это суженый! Он дурной, весь в саже. Иван говорит царю:
Дозволь мне умыться.

Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:

Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит.

Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул. Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку.»

Жизнь меняется – желания исполняются

Царевна Несравненная Красота без труда находит своего суженного в толпе гостей полагаясь на интуицию и зная, что теперь он запечатлен с ней на всю жизнь. Иван в последний раз прибегнул к помощи Сивки-бурки, «крикнул, как его отец учил: — Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» и сделался «таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул».

ВЫВОД: Почитая свой Род, выполняя правильный помин, и в особенности последнюю волю умершего, возможно получить существенную помощь предков, подняться на новые вершины и устроить свою судьбу.

Вам может понравиться

Ирландские Сказания. Часть 2

«Рапунцель» Оригинал Братьев Гримм 1812 год

Английская сказка «Ученик чародея»

Федорино горе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *