Разбор былины Богатырь Михайло Поток и Марья Лебедь Белая

Былины – это эпические сказания, песни о произошедших событиях, но дополненные иносказательными образами, тайнами и аллегориями. Попробуем заглянуть в суть событий, описанных в былине о Потоке и Марье Лебеди Белой. 

Былина рассказывает нам о женитьбе богатыря, о предательстве и женском коварстве. Хотя в ней нашли свое отражение также религиозные моменты и, конечно, вся она пропитана магией. Как будто на стыке двух эпох: когда магия и волшебство еще не были полностью вытеснены религией, но культ ее уже начинал проникать в народный эпос. Кудесники, волхвы, ведьмы, обавницы, богатыри – кто-то просто исчезнет из произведений народного творчества, кто-то превратится в крайне отрицательных персонажей. Главенствующую роль займет церковь, религия и жития святых. 

Много былин о богатырях русских сложено. Кто же они такие? Начинать тут надо с самого слова «богатырь». Оно состоит из двух основ «бог» и «тырь». С первым все, думаю, понятно, а вот второе слово приобрело со временем негативный оттенок, но изначально глагол «тырить» означал нести. Получается «несущий Бога», тот в ком есть Свет Бога. То есть этот человек обладал особой Силой внутренней, что не сломить никому, не перебить, честью, совестью и волей могучей. Не свойственны были богатырям пороки обычных людей: жадность, вороватость, продажность, подлость и предательство.  Эти богатыри стояли на страже порядка в земле Русской, одинаково могли выстоять как против простых людей (те обычно ордой целой нападали), так и против силы нечистой, не человеческой. 

— Свет Илья Муромец! Съезди-ка ты на гору Сорочинскую, побей неверную татарскую силу! А ты, добрый молодец Добрыня, поезжай за море, прибавь земельки Святорусской, привези немалые дани. Поезжай и ты, славный богатырь Михайло Поток, в чёрные леса дремучие, в государство Лиходеево; возьми с царя Лиходея дани за двенадцать с половиною лет.

Получил свое прозвище Поток вероятно, по названию родного села Потуки в Болгарии. Это, конечно, предположение, так как часто на Руси прозвища давали по месту, где человек родился, откуда был родом. 

Сейчас уже много исследований написано по топонимам в Русских сказках. Так, например, Сорочинские горы встречается во многих сказках, и соотносят их с Юго-Восточной границей Руси. Эти же земли называли Сарацинскими, располагались они по одним  предположениям на территории современной Сирии, по другим в землях Азовского моря и Крыма. В любом случае это были земли иноверцев (людей разных религий: шаманизма, тенгрианства, мусульманства), устраивавших набеги не только на Русь. 

«Лиходеево царство» тоже нашло свое отражение в ныне существующих названиях сел Лиходеево в Волгоградской области и поселок Лиходеево в Костромской области.  Если же разобрать значение слова «Лихо-Дей» (лихое действие), то есть деяние дурное, нечестное, со злым умыслом. Вот отправился богатырь в царство, где живут лиходеи.

Прибыл Поток в земли Лиходеевы и разбил шатер, чтобы отдохнувшим к царю показаться.

Вышла поутру Лиходеева дочь, царевна Марья Лебедь Белая, на вышку своего девичьего терема, увидела в поле шатёр с золотой маковкой и говорит сама себе: «Это могучий русский богатырь заехал в наше царство».

Конечно, надо обратить внимание на прозвище царевны. Прозвища, как известно, дают за те или иные качества, особенности, умения человека. Царевна же умела превращаться в лебедь белую, потому так ее и прозвали. В сказках почти все героини были обавницами, т.е. умели оборачиваться в зверей и птиц. Чаще в уточек, лебедей, голубок и, конечно, в лягушку (Царевна-Лягушка).  Интересно, как царевна поняла, что это «могучий русский богатырь» заехал к ним. Думается мне, белый шатер, увенчанный золотой маковкой, сияющий на солнце, очень похож на купол христианской церкви (как известно, церкви на Руси были не только деревянные, но белокаменные с золочеными куполами). 

Просит Марья Лебедь Белая отца отпустить ее во чисто поле.

Говорит царь:

— Дочь моя любимая! Плавала ты уже три года белой лебедью в тихих морских заводях; погуляй ещё три года в чистом поле красной девицей — а потом я отдам тебя замуж.

Снова магия чисел «правит бал». Вездесущее число три, в данном контексте обозначает срок, за который царевна должна пройти некое развитие, становление. «Дозреть», если можно так сказать. Сил и энергии набраться. В морских заводях наполнялась она энергией  стихии воды, а в поле гуляючи, энергией ветров и Земли-Матери. 

Пробралась она в шатер на богатыря посмотреть и впечатлилась красотой и силой его неслыханной. 

Говорит тут Михаиле Потоку конь его человечьим голосом:

— Проснись, Михайло! Пришла к твоему шатру душа красна девица!

Во многих сказках именно конь помогает герою и служит верно. Он является магическим помощником,  Силой, что всегда вовремя приходит на помощь, предостерегает. Конь называет царевну «душа красна девица», т. е. красивая, юная Душа. 

Поток вышел из шатра, но девицы не увидел, только лебеди белые плавали

Среди  них плывёт величаво птица-лебедь в золотых перьях, голова у ней унизана скатным жемчугом и камнями самоцветными. 

Хотел выпустить в нее стрелу из лука Поток. Вероятно, догадался, что это не лебедь, а девица — обавница и хотел заставить ее снова облик человеческий принять. 

— Добрый молодец. — говорит она Потоку, — не знаю, как звать тебя по имени, величать по отечеству, князь ли ты или королевич… Знаю только, что ты русский богатырь; посади же меня на своего добра коня, свези меня в Киев, приведи в веру Христову, возьми за себя замуж.

Судя по всему, царевна не по велению сердца и любви к богатырю в жены напрашивалась, а прельстилась красотой его и силой. Явно надеялась, что он  «князь или королевич». Просит Лебедь Белая богатыря взять ее с собой в Киев и привести «в веру Христову». Значит, царевна была иной религии. Очевидно, былина слагалась, когда уже произошла подмена понятий «Вера» и «Религия». Так как в ней говорится «вера Христова», как будто есть вера Аллаха, вера Будды, вера Кришны. Все это религии, учения, а Вера может быть только одна и она не принадлежит какому- то конкретному божеству или пророку, которые когда-либо воплощались на земле. Вера — ведание РА, света изначального, энергопотоков, что от всех планет исходят и Земли касаются, проходя через человека.

Что же Поток, а богатырь был очарован царевной, она для него олицетворяла женскую красоту, невинность, величие и, как помним, владела искусством оборотничества. Всем была царевна хороша, но для союза с Потоком должна была войти в его эгрегор, в его поток энергетический. 

Понравилась богатырю речь красной девицы, и дали жених с невестой друг другу такой зарок: когда они поженятся, и если кто-нибудь из них умрёт первый, то другой должен за ним живой в гроб идти.

Что такое «зарок». Зарок в магии — это отказ от чего -то важного в обмен на помощь определенных Сил. Это как запрет себе делать что-либо. Основа слова «рок»,  то есть судьба. Можно тогда трактовать как «заклад судьбы». Не могу не вспомнить до сих пор сохранившееся выражение «не зарекайся», то есть не отказывайся от того, что может тебе еще пригодится или не отрицай то, что может произойти, чтобы не пришлось «ЗА-РЕЧЬ-КАЯТЬСЯ».

Итак, оставшийся в живых супруг должен добровольно отказаться от жизни и последовать в могилу.

Собрались богатыри в Киеве у Солнышко-князя Владимира на пиру. Хвалятся выполненными княжескими повелениями.

Думает Михаило Поток: «Чем-то я похвалюсь перед князем? Не добыл я ему дани, а себе славы; добыл я себе только молодую жену, Марью Лебедь Белую; умный молодец женой не хвалится».

«Солнышко-князь» говорили в знак особого почета и уважения, с коим всегда к светилам небесным относились. Подчеркивали этим значимость и важность князя в их жизни. Как во многом жизнь людей от солнца зависит, так от князя и его решений зависит благополучие жителей.

 Почему же не мог похвастаться Михайло Поток женой своей прекрасной? Потому что хвалиться было принято тем, что сам сделал, чего своим трудом и заслугами добился, а не тем, что даровано было судьбой.

— Был я у царя Лиходея Лиходеевича, играл я с царём в шахматы золочёные; выиграл я с него сорок тысяч золотой казны; только когда вёз я казну в Киев, у телеги подломились оси, а потому вырыл я глубокий погреб, запрятал в него казну, землёй засыпал, а сам приехал в Киев.

В общем, наврал «с три короба». Пошел Михайло на обман, что не свойственно вообще то богатырям, но он поспешил исправиться и помчался снова в Лиходеево царство.

Приехал богатырь за данью, что говорит о том, что Лиходеево царство покорено было и подчинялось князю русскому, а богатырь при этом с полным почетом и уважением относится к покоренному царю. Кланяется низко на четыре стороны. Поклон на четыре стороны был важным обычаем. Как приветствие, так и прощание сопровождались поклоном. Кланялись четырем стихиям, Силам сторон Света в знак уважения, благодарности или чтобы заручиться поддержкой.

— Зовут меня Михайло Поток, а приехал я к тебе вот по какому делу: слышал я, что любишь ты, царь, играть в золочёные шахматы; ставлю я в заклад свою буйную голову; коли проиграю — буду служить тебе верою-правдою целых сорок лет; а если ты мне проиграешь — отдай мне сорок телег, доверху насыпанных чистым серебром.

Опять же примечательно, что богатырь не Силой  и угрозами дань хочет с Лиходея забрать, а в игре в шахматы! Ставят они заклад, то есть предлагают что-то ценное в качестве обеспечения. 

Игра в шахматы имеет магический, сакральный смысл. Шахматы как некая матрица вселенной. За каждым ходом следуют определенные последствия. Умение играть в шахматы — это умение управлять пространством, владеть ситуацией, предугадывать события, подчинять своей воле. Шахматная доска и фигурки на ней как проекция реального боя двух армий. Игра на опережение и лучшую стратегию. Игра королей и правителей. Шахматы, кстати, были запрещены религией и церковью, как бесовская игра. Игра в шахматы способствовала развитию не только образного мышления, но и магических способностей. Как известно религия старалась ввести монополию на магию и в целом не поощряла саморазвитие, чтобы люди оставались привязаны и зависимы от религии. Все же на Руси всегда было много умелых шахматистов. Русские действительно чаще других становились чемпионами мира по шахматам. 

Все три раза проиграл царь Лиходей, ведь богатырь был мудрее и Духом Сильнее. Ни много ни мало на кону стояли 40 лет службы и 40телег золота и серебра. Не было у богатыря материальных богатств, а был он богат душой и Силой божественной, что гораздо дороже любого металла. Потому Лиходей согласился на такой, казалось бы, неравнозначный заклад. Очень ему хотелось заполучить богатыря на службу, чтобы Силой его себе выгоды добывать. Явно не во благо использовал бы Лиходей «силушку богатырскую», а для лихих дел.

Число «40» имело важное значение во многих религиях, в том числе в христианской. Как я упоминала в начале, былина вся пронизана религиозным подтекстом, поэтому число «40» встречается во многих местах повествования.

Тут прилетел под окно царских палат сизый голубь и говорит Михаиле человеческим голосом:

— Играешь ты, Поток, забавляешься, над собой горя не чуешь; ведь сегодня умерла твоя милая хозяюшка, Марья Лебедь Белая.

Птицы вестники, посланники между небом и землей. Птицы в сказках наделены магическими способностями и умением говорить на человеческом языке. 

— Добрый конь! Нёс ты меня сюда три месяца, неси меня назад три часа. Побежал конь что было силы, реки, озёра, тёмные леса перепрыгивал. 

Разве способен обычный конь «реки, озера, темные леса» перепрыгивать? Тут опять без магии не обошлось. Всюду помогают богатырям магические помощники. 

— Крестовые мои братья! Славный богатырь Илья Муромец! Помогите мне построить колоду дубовую, широкую, высокую, чтобы в ней пойти мне в сырую землю, вместе с моей покойной хозяюшкой, на целых три года; положите мне с собой хлеба-соли, чтобы есть-пить, лёжа в земле сырой.

«Крестовые братья» называет богатырей Поток. Тут опять религиозный подтекст. Поклялись богатыри в вечной дружбе и в знак скрепления клятвы обменялись нательными крестами. 

Построили Потоку братцы колоду из белого дуба; 

Не случайно колода из дуба ведь дуб сакральное дерево, связующее землю и небо, некий канал, проводник соединяющий миры, обладающий обережной силой.

 сам он выковал в кузнице прутья: железный, медный, оловянный, взял их с собой.

Металлы добыты из земли и являются символами подземного царства. Ну а богатырь их в качестве орудий защиты применяет. 

Опустили Михаилу в землю вместе с гробом жены, с конём, с оружием, с разными припасами, забили колоду железным обручем, засыпали жёлтыми песками.

У некоторых народов, кстати, действительно была традиция хоронить заживо жену вместе с умершим мужем, потому как женщина была привязана только к одному мужчине и принадлежала ему. Женщину рассматривали не как человека, а как имущество. Соответственно, когда муж умирал, она должна была следовать за ним, равно как и все его нажитое имущество. 

В былине мы видим, что наоборот, богатырь следует с конем, оружием и припасами за женой. Он не нарушил свой зарок.

Вот однажды заползла в колоду змея.

Рада-радёшенька змея, что есть чем поживиться — кинулась на покойницу. Тут Поток как сдвинет камни вместе — придавил змею железным обручем, стал сечь железными прутьями.

В подземном царстве оказался Поток и встретился с его обитателем змеёй. Заметьте, он не убивает змею, кинувшуюся полакомиться телом человеческим, а ведь при нем был меч, мог бы зарубить ее и дело с концом. Но он просто сечет ее железными прутьями. Это он пришел в ее царство, в ее обитель.  Он тут гость названный. А секли прутьями и розгами, как мы знаем, в назидание, чтоб неповадно было. 

Взмолилась подколодная змея, чтобы отпустил ее богатырь и обещала принести живой воды. Заключили они сделку.

— Оставь мне в залог своих змеёнышей, — говорит богатырь, — тогда, пожалуй, отпущу тебя за водою.

Змея олицетворяет силы подземного мира, все секреты и тайны этого царства ей известны,  имеет она доступ к подземным богатствам и обладает ценными знаниями. Живая вода часто встречается в разных сказках и былинах. Называют ее так, потому что она несет в себе энергию Земли Живу. Жива выходит из самого центра Земли, от ядра от «черного солнца», как его раньше называли.  Как вы помните, в сказках есть и мертвая вода, что тело исцеляет, соединяет части в целое, а живая вода в тело «жизнь вдыхает», энергией наполняет. 

Оставила змея змеёнышей, через три часа приползла назад, принесла с собой живой воды. Захотел узнать Поток, правду ли говорит змея, что принесла живой воды, разорвал он змеёнышей надвое, спрыснул живой водой: срослись и ожили змеёныши. Тогда взял Поток обещание со змеи, что не будет она заползать в могилы, беспокоить мёртвых, и отпустил её.

Так два представителя разных миров сумели договориться, найти мирное решение и каждый добросовестно выполнил свое обещание, коли слово было сказано, ибо слово Силу имеет великую и не осмелится никто нарушить слово данное. 

Так оживил Поток жену свою. Позвал богатырей на помощь, чтобы из колоды выйти. Выбрались они с женой на наш свет и, казалось бы, жить им поживать, да добра наживать. Тут и былину завершать надобно, но нет. Смотрим дальше. 

Пошла тут по всей земле слава о красоте неописанной Михайловой жены, Марьи Лебеди Белой, об её великом разуме

Что за разум такой великий у царевны, что славилась она по всей земле? Ра – свет, отраженный от всех планет, З – земли касается, в человека входит, ум наполняет. Раз – энергия первичного Бога, входящая в человека, позволяющая телу, душе и уму находится в гармонии, быть единым целым. Ведомы царице тайны сакральные, Силы ее колдовские от того приумножены. 

Прослышал о красавице и царь Иван Окульевич. Приехал он на Русь с сорока царями-царевичами, с сорока королями-королевичами, стал её упрашивать, умаливать:

— Поди за меня, красавица, замуж; за мною будешь ты слыть царицею, а теперь за Потоком только и слывёшь ведь работницей князя Владимира!

 «Окульевич» фамилия то какая «говорящая». Позарился на жену чужую. Сыграл он на тщеславии царицы, на гордости. Пообещал статус ей и почести высокие, коих не мог ей богатырь Поток обеспечить. Не будем забывать, из какого царица была роду-племени, Лиходеева дочь. Вот и проснулось в ней Лихо, заговорило, на подлое дело подвигло. А как раз оступишься, скатишься, погрязнешь в подлости. Одно за другим потянется.  

Просит братьев Поток с ним в погоню за женой пуститься, голову срубить за «недобрые дела» царю Окульевичу. Не допускает он мысли даже, что жена его предала. Где это видано, чтобы дева мудрая достойная мужу изменяла? 

 Поехал Поток. Скоро настиг он жену свою. Увидав его, испугалась Марья Лебедь Белая, плачет горько и говорит мужу:

— Силой взял меня за себя замуж Иван Окульевич; тяжко мне жить без тебя, добрый молодец, выпьем вместе с горя чару зелена вина.

Поверил ей Поток, а она вместо вина поднесла ему чару сонного зелья. Упал на сыру землю молодой богатырь, крепкий сон сковал его.

Вот так Марья Лебедь Белая, применив ведовские знания, изготовила зелье сонное. Предательски опоила Потока, одурманила и погубить хотела руками царя Окульевича.

— Нет, Марья Лебедь Белая, — отвечает царь, — стыдно бить лежачего да сонного; пусть проснётся — тогда я с ним померяюсь силушкой.

А царь то оказался честнее и достойнее Марьи, отказался он от такой подлости, честь свою марать не стал. В честном бою решил с соперником «силушкой помериться». 

Подняла тогда Марья сонного мужа, бросила его через правое плечо, сама приговаривает:

— Где был добрый молодец, пусть станет белый горючий камень; три года пусть поверх земли лежит, на четвёртый — в землю уйдёт. Окаменел богатырь и в землю сырую ушёл. 

Решила тогда Марья с Потоком магически разобраться, «не по зубам» ей было (не по силе) сразу умертвить богатыря, жизни его лишить, тогда она провела ритуал. Произнесла заговор и в камень превратила. В заговоре опять видим цифру «3», три года срок, который царевна обозначила для действия заговора. Пока заговор действует, Сила и Свет из богатыря уходить будут, а на 4 год иссякнут вовсе и тогда уже необратимо камнем Поток в землю уйдет. Одно из символичных значений цифры «4» — это как раз «земля» 

Вспомнили Илья да Добрыня о своём крестовом братце, соскучились, поджидая его, надумали поехать посмотреть, как он живёт-может. Оделись они нищими каликами, отправились в путь-дорогу в землю Сарацинскую, видят: идёт им навстречу такой же калика, как они сами, старый, седой да сгорбленный.

Как я упоминала выше, земли Сарацинские — это  территория воинственных иноверцев. Нельзя было богатырям русским так вот в земли чужие вторгаться, чтобы беду не накликать на свою родную сторонку, не спровоцировать нападение. Потому решили прикинуться нищими, чтобы лишнее внимание к себе не привлекать. «Каликами перехожими» называли странников, поющих песни духовные или тех, кто совершал паломничество в Иерусалим. 

По дороге встретили богатыри странника так же одетого как они. Попросился он с ними в дорогу.

Здравствуй, Илья Муромец, старый казак, здравствуй, молодой Добрынюшка Никитич, возьмите меня с собой в товарищи. 

…Пришли они в Сарацинскую землю к царю Ивану Окульевичу, стали просить милостыни громким голосом; от их голоса земля задрожала.

Узнала, конечно, Марья Лебедь Белая богатырей русских, и приняли они с царем Окульевичем с должными почестями гостей. Так подарками, да празднованиями заморочили голову богатырям, что они и про дело свое забыли. Вспомнили на обратной дороге уже и вернулись. Дознались у Марьи Лебеди Белой, где Потока искать.

— Лежит ваш крестовый брат у креста Левандова горючим камнем

Интересен тут образ «креста Левандова». С одной стороны, он мог означать название места, перекрестка по сути, пересечения дорог, что ведут в разные важные направления, потому такие места были всем известны. Часто в сказках встречается камень с письменами и пророчествами именно на перепутье. А с другой стороны, возможно, говорится в былине о кресте, что сделан из ливанского дерева (помним знаменитые ливанские кедры). Также в христианской религии по одной из версий считается, что Христа распяли на кресте из трех сросшихся деревьев, одним из которых был ливанский кедр. «Горючий камень» называли камень Алатырь. Считался он у славян священным камнем, что стоит у истоков, у изначалья, из которого выходят все дороги, и в котором сходятся все пути. Поэтому царевна сравнила Потока, также лежащего на некоем пресечении дорог, с горючим камнем, что еще раз говорит в пользу версии, что «Левандовым крестом» царевна могла назвать место схождения дорог (как сейчас говорят «развязка» дорог). 

Пришли богатыри к камню, а старец  деньги, царем Окульевичем данные, на четыре кучки разложил.

— Кому четвёртая доля? — спрашивают богатыри.

— Тому, — отвечает старик, — кто этот камень через плечо бросит, обернёт его богатырём Потоком.

Как видим, старец понял, какой ритуал магический и заклятие было наложено на Потока и тем же способом (перекинуть через плечо) нужно было расколдовать, разбить чары.

Однако никому из богатырей не удалось расколдовать Потока. Сильно было заклятие магическое. Помогли богатырям Высшие Силы в образе Николы Можайского.

Говорит богатырям старичок:

— Знайте, что я Никола Можайский, помогаю вам крепко стоять за свою родину.

Образ Николая Можайского (Можайск под Москвой, как мы знаем)  соотносят в христианской религии с образом святого Николая Чудотворца. Однако есть иконы именно Николая Можайского, где он изображен с мечом в одной руке и с городом-крепостью в другой руке. То есть защитник и покровитель жителей. Некая Высшая Сила, что оберегает в трудных ситуациях и покровительствует не только всему городу, но и Руси. В благодарность ему богатыри часовенку поставили на этом месте. 

Поток отправился жену свою выручать. 

Обманула его злая чародейка Лебедь Белая, поила зеленым вином, стащила в глубокий погреб, прибила к стене гвоздями за руки и за ноги, ударила молотом по лицу, замкнула крепкими замками, оставила умирать одного.

Снова богатырь доверчивый, не привыкший к подлости, попался на колдовские чары царевны. Опять же сразу умертвить не может она Потока. Опоила, к стене прибила за руки за ноги, подобно Христу, на кресте распятому, висел он. Множество казней, как мы знаем из истории, совершалось вот так вот пригвождением рук и ног к кресту. Само действие означает перекрытие энергии токов со всех четырех сторон. Лишен был подпитки энергетической богатырь, перекрыла ему таким образом царевна приток Сил. Удар молотом, это не только физическая расправа, а сильнейших энергетических удар, магическое воздействие, полностью лишающее жертву Сил. Да еще и замками она его заковала. Такая Сила в богатыре была, что дочери Лиходея пришлось все возможные магические способы применить для лишения богатыря этой Силы. 

На помощь Потоку пришла сестра царя прекрасная Настасья. 

— Хорошо, — говорит она, — а ты накажешь смертью Лебедь Белую, возьмёшь меня за себя замуж?

Очевидно, что Настасье корыстная колдунья Лебедь Белая не по нраву была за ее лихие деяния.  Вероятно, боялась она магической расправы со стороны царевны. Отковала Настасья Окульевна богатыря от стены.

Хитростью получает она у своего брата коня и оружие и передает Потоку. Выезжает Поток в чисто поле.

Увидав его, ужаснулась Белая Лебедь, говорит:

— Погубила нас Настасья Окульевна!

Белая Лебедь снова пытается его обмануть, опоить, околдовать, а Настатью оклеветать. Но не дала Настатья Потоку выпить чашу с колдовским зельем, выбила из рук, и оморочка разрушилась, чары царевны спали с Потока. Разум его освободился от дурмана.  

Разгневался Поток на жену, отрубил ей голову, а Настасью Окульевну взял за себя замуж. Повенчались они в церкви Божьей золотым венцом, стали жить-поживать лучше прежнего.

Возмездие настигло Лиходееву дочь, за дела ее лихие получила она по заслугам. А Поток с новой женой обвенчались в церкви золотым венцом.

 Венец/венок – это символ бесконечности, совершенства, бессмертия, связи с божественными силами, величия, союза, символ солнца. Он встречается во многих культурах и религиях. Свадебные, погребальные, наградные, жертвенные… В христианской  же религии этот символ скорее связан с мученичеством, со страданиями Христа. Как мы помним, Христу был одет терновый венок на голову. По сути, это магический ритуал перекрытия канала связи с тем самым изначальным божественным светом РА. Получается, супружеская пара, одев венец в церкви, получает колпак, закрытие головы для входа потока энергии РА, и  в браке супруги получают одни проблемы и мучения. 

В заключении хотела снова вернуться к вопросу понимания, кто же такие были богатыри. Хотя традиционно историки считают богатырей лишь идеализированными копиями реально существовавших воинов, не обращая внимания на описанные в былинах  их сверхчеловеческие возможности, а магическую составляющую в сюжетах вовсе игнорируют, объясняя ее бурной фантазией сказителей. Мое видение на этот счет, что могли на самом деле существовать на Руси некие люди со сверх способностями, возможно, потомки богов. Кстати, в мифах и легендах других стран часто встречаются такие полубоги, рожденные от союза человека и бога. Если это явление происходило повсеместно, почему не могли боги оставить свое потомство и на древнерусской земле.   

Однако описала я свое видение былины. К каким –то моментам ключи мне пока не удалось подобрать. Возможно, со временем, откроется их смысл. Развивая и расширяя сознание, практикуя магию, мы способны одно и то же явление открывать для себя снова и снова с разных граней во всей его глубине. Это как слоеный пирог, но в случае с познанием мира и магии, можно только последовательно слой за слоем погружаться. Не получится нырнуть сразу в самый глубокий пласт. 

Евгения Д.

Вам может понравиться

Разбор сказки «Холод, Голод и Засуха»

Как мужик отучил жену сказки слушать

Анализ произведения «История гусеницы»

Разбор баллады В.Жуковского «Кассандра»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *